Главная Культура 00:14 15 Июля 2014 23676
Охотник за воспоминаниями

Крым для Александра Проханова - и место, и символ чуда

Татьяна Лазаревская, Александр Панов

Неистовый Александр Проханов написал роман «Крым», где не столько ратует по давней привычке за великое евразийское пространство, державность и русский космизм, сколько стремится исследовать природу человека. Чем не повод поговорить с автором — да еще на фоне грозных событий?

— Вообще-то это философская притча с политическим подтекстом. Я поместил человеческую душу в ультрасовременное тело и в раскаленную российскую реальность. Наша душа, повинуясь константам, заложенным в нее при творении, проходит странную синусоиду: рождаясь безгрешной и чистой, по мере роста она вбирает в себя все земные грехи — от честолюбия и властолюбия до сластолюбия и кичливости. И когда вершина греховности достигнута, порок обрушивает судьбу человека и судьбу государства, у которого точно такая же синусоида: сначала оно всесильно, а потом ниспадает в зияющую гибельную дыру. Но таинственные силы не раз помогали русской душе не испепелиться, восстать из праха. Преображенная, она опять устремляется к новому обожанию мира, принесшему ей невероятные страдания и породившему воскрешение. Таков закон души. Еще книга Иова говорила об этом.

— История с Крымом — образец такого воскрешения?

— Крым в романе символизирует нечто чудесное, почти несбыточное. Это не аксеновский «остров», а горний Крым, обетованный, своего рода Небесный Иерусалим. Хотя мой герой не абстрактный гуманист, а могучий государственник, технократ, оборонщик, честолюбец, стремящийся к высшей власти. В момент приближения к ней судьба его опрокидывает, лишает не только дома, любимой женщины, карьеры и всего, что приобрел, но и дара речи. Господь вырывает у него язык, превращает в немого. И в этом состоянии он уже движется по другим, не свойственным ему дорогам, переживает откровения и внутреннее перерождение. Вот тут его будущее, неясное и неочерченное, прочитывается в петроглифе «Крым», выложенном каменными письменами. Это была мистическая вспышка.

— Тут у вас господство мистического символизма, но при этом вы весьма конкретно изображаете оборонную промышленность России. Не идеализируете ли вы ее? Уж больно там все у вас исправно работает...

— Что видел, то и описал. Как и мой герой, я ездил по ракетным предприятиям, шахтам, космодромам, по тем заводам, где мог увидеть новые танки, истребители, бомбардировщики, наблюдал спуски подводных лодок. В склепах, где ничего не происходит, мне было бы появляться тяжело. Хотелось понять, как рухнувший советский военно-промышленный комплекс сейчас хоть и медленно, но возрождается. Крым — это тоже результат возрождения нашей оборонной промышленности.

— Очень красочно описана у вас и сцена медвежьей охоты. Вы случаем не охотник?

— Я охотник за воспоминаниями. Двигаюсь по полям, лугам, рощам своей памяти, ловлю их в сачок, и они трепещут. Потом я их извлекаю и помещаю в свои романы. Когда-то действительно был оружейным охотником, потом стал охотиться на бабочек, а теперь уже и на них времени нет. Писатель, фантазер, мистик Проханов — это моллюск, помещенный в твердую перламутровую раковину публициста, хроникера и политика.

— А многие считают вас апологетом милитаризма и даже терроризма.

— Проханов-политолог — циник, изъедающий иронией самого себя, — это не более чем риза, скорлупа, уже изношенный к моим 76 годам камуфляж, под которым таится беззащитное существо. Но при этом я апологет народно-освободительных войн. А такая война стремится сбросить деспотию, тиранию, дать волю творчеству, красоте.

— В вашем романе у персонажей очень уж говорящие фамилии, прямо в духе русского классицизма: вице-премьер Лемехов, соблазнитель-идеолог Верхоустин, владелец нефтяных корпораций Братков, генерал ФСО Дробинник... Характеры прописаны так выпукло, что легко разгадать, кто под ними скрывается.- Нет ничего увлекательнее, чем писать с натуры. Откройте «Войну и мир» — там нет ни одного персонажа, который не имел бы прототипа. Герои Толстого абсолютно узнаваемы. Из-за чего поссорились Достоевский и Тургенев? Из-за того, что в образе писателя Кармазинова угадывались черты Ивана Сергеевича. Я в некоторых произведениях выводил себя самого. В «Теплоходе «Иосиф Бродский» ангел ведет Проханова через Большой Каменный мост. Все мои романы исторические. В романе «Время золотое» я описываю участников «болотной» и «антиболотной» истории. Как же не называть их? Я обычно пишу онлайн. Жду, когда историческая реальность сложится в какую-то целостность, и выуживаю из нее сюжеты. Когда писал роман «Око» про атомную станцию, он казался мне пресным — и вдруг через несколько дней возник Чернобыль. Я полетел туда, и в мой текст ворвались чернобыльские главы и куски.

— Как вести себя художнику в эпоху общественных бурь? Его роль должна быть миротворческой?

— О да. Самый миролюбивый, кроткий, милый певец — это Василий Верещагин (русский художник-баталист. — «Труд»). Он пел тишину, нежные березки, мостики через реку... Нужно смотреть правде в глаза, даже если она некрасива, как гора черепов. А не можешь — не суйся. Я и жертва, и палач одновременно. И пастор, и демон-искуситель. Идеологическая война — норма сегодняшнего мира, где происходит беспощадная схватка идеологий. И от того, кто победит в этой борьбе, будет зависеть жизнь на планете.

— А как насчет того, что вы соблазняете «малых сих», завораживаете аудиторию своими яркими речами и шаманскими заклинаниями?

— Если бы я спекулятивно занимался искушением, то не верил бы в ценности, которые проповедую. Они — моя сущность, я их выстрадал, вымолил, выплакал. Это ценности всего моего рода. Я не подыскиваю технологии обольщения. Просто мне удается само высказывание. Каждый человек — бесконечный носитель ценностей, но далеко не каждый может их обнаружить, тем более передать другому. Почему так — не знаю.

— Вы упорно пытаетесь соединить красных и белых?

— Их примиряет категория государства, те и другие за него сражались, хотя и за разные его модели. А либеральный проект ужасен тем, что не оставляет за русскими право называться народом. Ему говорят, что он, народ, — тупик, что русская история бессмысленна, вся уставлена плахами и виселицами, а русские князья, цари, вожди — дебилы и палачи.

— Верите в мирное разрешение ситуации на Украине?

— Никогда Порошенко не признает Новороссию, а Новороссия никогда себя не распустит. Слишком много там пролито крови, и государство уже состоялось, накопило большой запас энергии. Думаю, скоро мы увидим, как Новороссия совершит контрудар.

— Кто кроме нас признает Новороссию?

— Когда образовалась Советская республика, ее никто не признавал. А потом признали, и первой была Германия.

— Где место художника сегодня?

— На эшафоте, это самое удобное и самое естественное для него место. О чем сказал еще Александр Блок: «Но песня — песнью все пребудет / В толпе все кто-нибудь поет. / Вот голову его на блюде / Царю плясунья подает / Там он на эшафоте черном слагает голову свою; / Здесь именем клеймят позорным / Его стихи... И я пою...» Недавно вернулись из Донецка и Луганска писатель Сережа Шаргунов и мой сын Андрюша, и я тоже собираюсь поехать туда. Напишу роман «Убийство городов».

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9309
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7026
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6218
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?