Вы снялись в двух фильмах режиссера Павла Лунгина. В фильме "Остров" вы стали отцом Анатолием, в "Царе" - самодержцем Иоанном Васильевичем. Кто вам ближе?
- Конечно, отец Анатолий. Он - старик простой, обыкновенный, много претерпел. И все ради чего? Он ведь не искал себя, он всю жизнь положил, чтобы принести покаяние. А знаете, как переводится слово "покаяние" с греческого? Не знаете, так я вам скажу. Это полное изменение существа. Как только я это осознал, меня такая оторопь взяла: я-то как живу? Что же я, подлец, творю? Вот и я теперь пытаюсь принести покаяние, надеясь на полное изменение.Значит, я играл самого себя.
- А царь?
- Царь был, конечно, человеком выдающимся, умным и талантливым. Да только жил он в XIV веке - как я могу знать, что у него на душе было. В "Царе" я просто играл русского человека, а его непрестанно крутит во все стороны. Я сам сколько раз обещал, что не стану курить, и все-таки опять закурил. Иван Васильевич тоже говорил, что не будет головы рубить, а чуть отвернешься - опять срубит. Страшное кино получилось, я не люблю страшное кино.
- Вам было сложно сниматься вместе с Олегом Янковским? Он работал как профессиональный актер, а вы, кажется, проживали судьбу Грозного.
- Неправильно говорите. Мы с Олегом Ивановичем до того чуть-чуть знали друг друга, а на съемках сильно подружились. Удивительный он человек - добрейший, скромнейший. За него теперь только радостно. А нам печально оттого, что мы остались без него.
- Петр Николаевич, вы же в основном живете в деревне.
- Сейчас все в норму приходит: мы и в Москве появляемся, и там живем. Никогда не было планов уехать в деревню. Господь за шкирку притащил. Просто двоюродный брат строил дома и говорит как-то: бери участок, пригодится. Первое лето в палатках жили с маленькими детьми, потом решили дом строить. У меня огородом занимается жена. Я не любитель. Я только кошек кормлю.
- Сколько же их у вас?
- Когда как. Бывает и 14. А что делать, если они со всей округи приходят больные, хромые. Я, как безумная старуха, выхожу, зову их "кысь-кысь", и они прибегают. Но деревня есть деревня - поколоть дровишки приходится. Я всем доволен. Я собой только недоволен. Дел навалом внутри, какие червяки на огороде, когда внутри надо прибраться?
- Не скучно вам жить в уединении?
- Так с Богом никогда не скучно. А когда ты решишь, что один, так тоска и нападет. Это даже трудно - остаться один на один с собой, поневоле начинаешь думать: что я за парень? Задумываешься о смысле жизни.
- А правда, что вы, как и ваш товарищ по року Константин Кинчев, любите, когда вас называют клоуном, шутом?
- Так я клоун и есть. Потому что клоун концентрирует все правильные идеи. Юрий Никулин - клоун, Чарли Чаплин - клоун. А где клоун, там и веселье, и грусть. Понимаю Кинчева.
- Вы оба - известные рок-музыканты, ставшие православными. Никогда не хотели вместе выступать?
- Ох! Вот и прямо так и представляю себе, как меня лупят по мордасам. Оплеуха справа - рок, слева - православие. Не так уж часто мы встречаемся. И выступать вместе не думали, не моя это история. А разговаривать - разговариваем, конечно. Отчего ж не поговорить.
- Поделитесь?
- Чем делиться? В большой толстой книге все написано, читайте. Я сам довольно странно вышел на Бога - через дневники Толстого. А потом начал задумываться, смотреть, что это они молятся? Взял молитвенничек и посмотрел: так там все, что я хочу. Все, что мне надо, как мне жить каждый час. Я пока в деревне сижу, мне делать нечего, так я старичков всяких почитываю IV-V веков. Они говорят о том, как это удивительно, когда появляется что-то новое: новая книга, новая песня, новое стихотворение, человек с новыми мыслями. У дьявола ничего нового за 6 тысяч лет не появилось, а у Бога столько всего удивительного. Желаю всем себя постоянно в чем-то пробовать.
- Вы концерты даете, со спектаклями выступаете. Зачем?
- Так ведь прут песни. Был такой тяжелый период в жизни, что я вспомнил о водочке. После таких стрессовых ситуаций обычно что-то получается - вот они и поперли. Все песни записаны с лету, никакой подчистки не было.
- Вы разве пьете? Разве неправда, что вы бросили?
- Вообще не пью. Тогда просто нервы не выдержали.
- И на концерты приезжали пьяным?
- Никогда. Я ведь с 13 лет начал пить - портвейн и все прочее. Но и когда постоянно пил, на сцену пьяным не выходил. Ну, может, разок-другой. А теперь и подавно.
- Ваши спектакли - искусство. Они могут спасти мир? Скажем, "Остров" изменил общество?
- Не думаю. Известно, что искусство людей не меняет, оно может объединить их на какое-то непродолжительное время: пока идет фильм, спектакль или поется песня. Если бы искусство меняло людей, мы бы жили уже в раю. Изменить может только любовь.
- Тогда вы бы могли отказаться от выступлений, перестать играть в кино?
- Зачем? Я ничего не говорю от себя, я только повторяю то, что узнал от Бога. И тут все очень просто: раз я получил что-то, я должен это отдать, приумножив.
- Петр Николаевич, непросто вам живется?
- Так ведь порядочному человеку всегда трудно. Как у каждого человека, бывают у меня периоды плохие, но бывают и радостные времена. Но вопроса, как жить, нету. Потому что не я все делаю, а дары Господни. А вы что это все выспрашиваете? Смотрите, напишите, а просто так мне разговаривать некогда, меня вон сколько народу ждет. Да и дел полно:
Наше досье
Петр Мамонов родился 14 апреля 1951 года в Москве. Ярко выраженными артистическими способностями обладал еще в детстве, поэтому и был изгнан из двух средних школ с формулировкой "устраивал цирк". Работал грузчиком, банщиком и лифтером в доме Литфонда. Песни начал писать в 1980 году. К моменту создания группы "Звуки Му" ему было уже за 30. Снимался в кино и играл в театре. Среди фильмов, где он снялся в главной роли, работы режиссера Павла Лунгина "Такси-блюз" (1990), "Остров" (2006) и "Царь" (2009).