ФИЗИК И ЛИРИКА

В феврале 2004 года библиотекарь Альфред Буш обнаружил среди бумаг в архиве отдела кадров университета Принстона манускрипт "Беседы с Эйнштейном", в котором на 62 страницах описывались последние полтора года жизни величайшего физика прошлого тысячелетия. В этих записках Иоганны Фантовой, бывшей долгие годы любовницей ученого, содержатся многие неизвестные факты не только из его научной деятельности, но и личной жизни. Вместе с другими документами, увидевшими свет в последние годы, они дают и более глубокое представление о порой трагических отношениях Альберта Эйнштейна с женщинами в семье и вне ее.

Официально он лишь дважды вступал в брак. Первой супругой в 1903 году стала Милева Марич, девушка из известной и уважаемой в Воеводине сербской семьи, с которой он познакомился в Высшей политехнической школе Цюриха, куда она была зачислена с первого раза, а будущий светоч мировой науки попал на тот же факультет физики и математики лишь со второго захода.
Любовные отношения у них начались двумя годами раньше свадьбы. Весной 1901 года Альберт, отправившийся в Италию, засыпает возлюбленную большеглазую красавицу нежными письмами: "Ты обязательно должна приехать сюда, моя очаровательная волшебница. Потеряешь немного времени и доставишь мне небесные наслаждения". Милева едет и вскоре обнаруживает беременность, которую переносит очень тяжело.
Но еще больше страдает от того, что жених явно охладел к невесте. После умильных, исполненных слезливых сантиментов признаний он в ярости назовет Милеву "женщиной необычайно отвратительной". Но тогда казалось, что все как-то утрясается, тем более с рождением у четы Эйнштейнов двух сыновей. Один из них, появившийся на свет в 1910 году, страдал, по заключению врачей, "больным головным мозгом и нервами". Вскоре молодой супруг затевает любовный роман со своей кузиной Эльзой Левенталь.
На сцены ревности жены Альберт грозит расторжением брака, соглашаясь остаться в семье лишь на издевательских условиях. "Ты будешь, - заявляет он супруге, - заботиться о том, чтобы моя одежда постоянно находилась в полном порядке. Трижды в день будешь приносить в мою комнату еду. Не ожидай от меня никаких нежностей и не высказывай упреков. Ты отказываешься от всяких личных контактов со мной, если только они не диктуются общественной необходимостью".
В 1919 году брак расторгается и физик, стремительно взлетающий к зениту своего научного триумфа, играет свадьбу с двоюродной сестрой. Жизнь Милевы, совершенно лишенной материальной поддержки со стороны бывшего мужа, ставшего состоятельным человеком, завершается трагически в 1948 году. Поскольку после ее смерти не осталось денег даже на кладбищенские сборы, могилу признали безымянной, отдав чуть позже это место следующему усопшему.
В этой семье была еще одна трагическая женская, точнее, детская фигура. Первая беременность Милевы завершилась рождением дочери Лизы. В письме отец буквально исходит нежностью: "Как ты хотела, родилась Лизерль. Здорова ли она, послушна? Какого цвета глазенки? На кого из нас больше похожа?" Но как далеки оказались сладкие речи будущего гения-физика от его подлинных чувств! Дочь, рожденная до брака, могла помешать в те строгие времена и научной карьере. Молодожены и их родители тщательно скрывают любые вести о ребенке. Долгие годы даже самые дотошные биографы знаменитого ученого не знали о существовании Лизы Эйнштейн. Тайна открылась, когда в коробке из-под обуви были обнаружены 54 послания Милевы и Альберта, написанные друг другу в 1901-1903 годах.
Американский исследователь Мишель Цакхайм много лет и по всему миру собирал по крупицам информацию о Лизе. Как и у русского цесаревича Алексея, у дочери гениального физика тоже нашлись "дублеры". Была среди них и неудачливая актриса Грете Маркштайн, имевшая одно время непосредственное отношение к семье Эйнштейн. Она скиталась по европейским столицам, пытаясь поправить свое бедственное материальное состояние за счет славы "своего отца", но умерла в нищете в 1943 году. Позже документально было подтверждено, что в действительности она родилась в семье скромного венгерского еврея. Не удались еще несколько попыток самозванок сыграть роль первой дочери Милевы и Альберта Эйнштейн. Куда более достоверно, что несчастная Лиза скончалась во младенчестве во время эпидемии скарлатины в городе Кач и как внебрачная и некрещеная безымянно похоронена на местном кладбище, словно предвосхитив судьбу матери.
"Наряду с двумя браками, - пишет немецкий еженедельник "Фокус", - у великого ученого было много побочных любовных связей... Больше всего ему нравились женщины, далекие от науки. И почти все его подруги пришли из другого, простого мира". Сам Альберт Эйнштейн признавался: "Я действительно одинокий путник, который не принадлежит всем сердцем ни государству, ни родине, ни друзьям, ни семье... Не знаю, почему меня никто не понимает, но каждый любит". Может быть, утверждение о всеобщей любви несколько преувеличено, но от отсутствия поклонниц он действительно не страдал.
Как утверждает автор книги "Акты Эйнштейна" Зигфрид Грундман, оказалась среди них и Маргарита Коненкова, которую подозревают в том, что она работала на НКВД. Почти десять лет была рядом с ученым, входила в круг его друзей, к которому принадлежал и Роберт Оппенгеймер - руководитель атомного проекта. Когда Маргарита возвратилась в 1945 году в Москву, 66-летний Альберт писал ей с тоской: "Здесь все напоминает мне о тебе... и покинутое гнездышко тоже".
Доказательств шпионской деятельности самого великого физика не существует, но ФБР собрало материал о его антивоенной и "левой" деятельности на 1427 страницах. Специально обследовали даже давнюю берлинскую квартиру ученого на Хаберландштрассе, где встречались "леваки". Как свидетельствуют документы из тайного госархива Пруссии, зять Эйнштейна Димитрий Марянофф был советским агентом.
В возрасте 62 лет ученый, в соответствии со своей теорией чувствующий себя, видимо, относительно молодым, закрутил любовь с танцовщицей из Нью-Йорка. Со ссылкой на "надежные источники из Швейцарии" утверждается, что ныне 62-летняя Эвелин Эйнштейн, приемная дочь Ханса Альберта Эйнштейна - сына знаменитого физика, на самом деле является не его внучкой, а внебрачной дочерью. "Я вспоминаю о встрече с ним, - рассказала на днях Эвелин, - когда мне было пять лет и наша семья по пути в Европу, где отец (отчим) надеялся найти работу, заехала в Принстон. Мы играли с дедом. Как дети, собирали мозаику, строили карточные домики".
Единственная вещь, которая сохранилась у нее от деда - книга по астрономии с посвящением: "Эвели, одержимой стремлением к знаниям..." Отец он ее или "приемный дед"? Эвелин удочерили, когда ей было всего несколько недель от роду. Впервые она узнала об этом, еще учась в интернате в Швейцарии. Исследователи допускают предположение, что Альберт Эйнштейн во избежание скандала предложил своему сыну удочерить Эвелин. Как считает она, приемные родители вовсе не хотели иметь детей, особенно будущий отчим, которому к тому же было уже 37 лет, а мачехе - 46. При первой же возможности отчим отправлял девочку в детские дома и интернаты. Но мог ли он отказать в просьбе отцу?
Эвелин надеялась, что мать (мачеха) откроет тайну, но она скоропостижно скончалась, унеся с собой все, связанное с удочерением. Предприняли попытку установить наличие (или отсутствие) родства генетики, однако материал, взятый из мозга ученого, оказался совершенно непригодным для тестов.
И эта женская загадка, связанная с судьбой одного из величайших людей минувшего тысячелетия, останется неразгаданной, хотя, как утверждает сама Эвелин Эйнштейн, в университете Иерусалима находятся материалы о ее деде (отце?), но их строжайшее охраняют, чтобы, как говорит она, "не разрушить имидж".