О том, что в Чечне похищают журналистов, международных миротворцев и российских военных чинов, нам более или менее известно. Известно и то, что за них кто-то платит большие деньги, и тогда освобожденных торжественно встречают в аэропорту. Случаи эти, как правило, единичные, их принято считать удачно проведенными операциями всякого рода служб, долго и настойчиво разрабатывающих планы освободительных акций.
Однако нам почти ничего не известно о том, что за время многолетней чеченской войны появился и стал ее неотъемлемой частью новый бизнес, который приносит неслыханные доходы.
Впервые телевидение обратилось к проблеме, о которой принято говорить как бы между прочим, посвящая ей в лучшем случае репортажи, не замечая ее масштабов и игнорируя конкретные цифры. Торговля людьми в Чечне давно уже превратилась в дело прибыльное, обычное и вполне заурядное.
Документальный фильм телекомпании ВИД "Рынок рабов" (режиссер Стас Соловкин, автор Дмитрий Кончаловский), показанный на этой неделе по ОРТ, оставляет впечатление сильное, если не сказать, шокирующее. Пожалуй, такого публицистического материала на телевидении в последнее время и не припомнить. Потрясают не только многочисленные факты, свидетельствующие о дикой, невероятной реальности, - потрясает обыденность, в которой она существует. В Чечне торгуют людьми с той же бесстрастной деловитостью, как если бы речь шла о корове или картошке. "Приходишь, заказываешь - пожалуйста, покупаешь, что хочешь", - говорит один из участников фильма.
Такой формулой чеченского бизнеса может воспользоваться сегодня любой покупатель, пожелавший приобрести в свое хозяйство бессловесного и покорного раба, не требующего ни ухода, ни расходов. Владельцы рабов встречаются в Чечне повсеместно. Есть, например, целая деревня, в каждой семье которой используется рабская сила, чем не пренебрег даже директор местной школы. Держать рабов, безусловно, выгодно, если учесть, что содержание одного из них обходится всего 28 копеек в сутки. Их нередко крадут, а потом перепродают по сходной цене, и это, похоже, стало распространенным "народным промыслом".
Да и вообще, отрубленные пальцы, о которых мы изрядно наслышаны, - забава для работорговцев более чем невинная. Куда страшнее воспринимаются подвалы и специально построенные, похожие на клетки помещения с угрюмыми стенами, испещренными надписями заключенных, - все это напоминает не просто средневековые камеры-одиночки, но концлагерь, выйти из которого нет никакой надежды. Вряд ли после этого фильма появятся хоть какие-то сведения о тех 3397 похищенных, судьба которых до сих пор неизвестна. Возможно, что большинство из них, если они еще живы, трудятся на рабовладельческих плантациях в Чечне. Но, по крайней мере, их родным и близким этот фильм дает хотя бы такую надежду.