В официальной программе
— Таисия, ваш фильм называется «Отдать концы». Это мореходный термин. Но, насколько я знаю, вы сняли кино про деревню, так что, скорее всего, название картины — это метафора. Так кто, кому и какие концы отдает в фильме?
— На самом деле название несет двойной смысл. Один — буквальный, поскольку деревня наша со всех сторон окружена водой, а другой — метафорический. Вернее, он и метафорический, и иронический, в названии много всего намешано. Но в любом случае это фильм не про моряков. Это, если угодно, философское кино...
— Расскажите чуть подробнее о сюжете, концепции, жанре фильма...
— По жанру это трагикомедия. В фильме нет линейного сюжета. Нет и деления на главных и второстепенных героев — они у нас все главные. А история о том, как в одной крохотной деревеньке спокойно себе жили-поживали люди, пока на них не свалилась новость о конце света. И вот в этой экстремальной ситуации у многих из них произошла неожиданная переоценка ценностей. Они спешат перед смертью надышаться этой жизнью, как-то раскрыться по-новому, реализовать свои мечты, которые не успели осуществить из-за трусости, лени или по другим житейским причинам. Словом, это история апокалипсиса в одной отдельно взятой деревне. И история личного апокалипсиса каждого ее жителя.
— В вашей первой картине «Дорога на...», притом что она снята без ярко выраженных авторских акцентов, я ощутил внятные сатирические мотивы.
— Вы правильно почувствовали. В моих работах — и уже снятых, и будущих — я надеюсь, сатира будет присутствовать обязательно. Наше общество дает много поводов для такого взгляда. В первой картине потребовался даже радикальный художественный прием в виде матерного лексикона, на котором объяснялся с миром главный герой. Моя новая работа в этом смысле куда традиционнее. Ненормативной лексики в фильме совсем не будет. И вообще это будет доброе, светлое кино.
— Где снимали фильм?
— Под Санкт-Петербургом, на берегу Финского залива. Дело было глубокой осенью: октябрь, переходящий в ноябрь. Снимали по уши в грязи, мокли под дождем, а еще постоянно дул холодный, пробирающий до костей ветер. Но мы все это вынесли. А в какой-то момент вовсе перестали обращать внимание на тяготы экспедиции.
— Я знаю, вы работаете с постоянным сценаристом...
— Я автор идеи фильма «Дорога на...» и автор идеи фильма «Отдать концы». Работаю в тандеме с опытной сценаристкой Александрой Головиной, с которой меня свел счастливый случай. Она разминает тот «пластилин», который я ей предлагаю, и ваяет из него законченные композиции.
— В свои 24 года вы уже во второй раз едете в Канны со своим фильмом. Какие ожидания связаны у вас с этой поездкой?
— Мне очень понравилось в Каннах в прошлом году. Там замечательная атмосфера, она подхватывает и несет тебя в какие-то выси. Находишься в состоянии эйфории все 10 дней. Принимали мою картину хорошо, много смеялись и аплодировали. Добрые слова о фильме сказал глава жюри Дарденн. Как будет в этот раз, не хочу гадать. Я еду не столько на показ своего фильма, сколько смотреть замечательные картины талантливых режиссеров со всего мира.
— У вас есть кумиры в мировом кино?
— Я многих люблю, всех не перечислить. Но ближе всего мне на сегодняшний день фильмы Кшиштофа Кесьлевского, Романа Полански, Милоша Формана. Я на их фильмах многому научилась. И многому научиться еще предстоит.
Кстати
Кроме фильма Таисии Игуменцевой, в официальную программу Каннского фестиваля включены еще две российские картины. Это короткометражная лента выпускника Высших режиссерских курсов Евгения Бяло «Норма жизни», которая примет участие в конкурсе студенческих работ «Синефондасьон», и фильм Юрия Быкова «Майор», представляющий наше кино в рамках программы «Неделя критики». Фильмы Игуменцевой и Быкова могут претендовать на приз «Золотая камера», который вручается в Канне за лучший дебют. Обе работы, что характерно, сняты на студии «Рок», которую возглавляет известный режиссер, продюсер Алексей Учитель.