Чемпионатом мира по хоккею представители зимних видов спорта завершают сезон
Поздравления от Владислава Третьяка и Виталия Мутко
В истории женского хоккея наши спортсменки лишь второй раз достигли такого успеха. Приятно, что это удалось сделать накануне «нашей» Олимпиады. И отрадно, что костяк сборной России сейчас составляют девушки, играющие в подмосковных клубах. Лидер и капитан сборной России Екатерина Смоленцева по прибытию в Москву из Канады побеседовала с нашим корреспондентом.
— Родилась и выросла я в Первоуральске. — рассказывает Смоленцева. — Мама и папа сами спортом никогда не занимались. Папа был вполне обычным, «умеренным» хоккейным болельщиком, и он отвел меня в хоккейную секцию. Город Первоуральск был и первопроходцем в России по части женского хоккея. Причем, сначала там начали тренировать девочек в хоккее с мячом, и лишь через год переквалифицировали на хоккей с шайбой. Но меня привели уже в четвертый набор. К тому времени в Первоуральске уже создалась неплохая традиция женского хоккея, и моя мама и мамы тех девочек, которые начинали со мной играть, уже хорошо относились к нашему виду спорта. И я сразу начала играть именно в хоккей с шайбой. Первый тренер, который потом работал со мной много лет — Владимир Александрович Копытов.
Еще какое-то время серьезно занималась в волейболе. Когда пришло время выбирать, сосредоточилась на хоккее.
— А с какого возраста вы стали хоккейным болельщиком?
— Тогда же, когда начала сама играть. А когда в первый раз только выдавали нам форму, я даже обиделась, что мне дали с номером 17. Хотя на тот момент в команде было 10 или 11 девочек. И лишь потом узнала, что это мой папа, очень любивший Харламова, попросил, чтоб мне дали его номер. А в 13 лет я уже играла за национальную сборную России.
Сейчас Екатерина считает: в начале спортивной карьеры надо было играть с мальчиками
— Не было препятствий к этому со стороны врачей или еще кого-либо?
— Сейчас, наверное, такое уже невозможно. Но тогда женский хоккей только зарождался. А у меня было раннее биологическое развитие. То есть, я на тот момент выглядела почти как взрослая. И в команде не было никакой дедовщины. Наоборот, не которые игроки относились ко мне как к дочке.
— Сейчас, с высоты прожитых лет, можете ли назвать какой-то момент спортивной карьеры, когда надо было бы действовать по-другому?
— Наверное, надо было бы играть вместе с мальчиками. Товарищеские матчи против команд мальчиков мы регулярно играли, и до сих пор иногда против нас в качестве спарринг-партнеры выставляют юношеские или даже мужские команды. Но еще полезнее было бы для меня играть в мужской команде, в одном звене вместе с мужчинами. Вот такой нужной практики я была лишена.
— У вас амплуа менялось?
— Нет, на протяжении всей карьеры я играла на позиции центрфорварда.
- Ваш муж — спортсмен?
— В 2003 году переехала в Подмосковье, а замуж вышла в 2005. Но за своего земляка — первоуральца. Он до сих пор играет в местном «Трубнике».
— И живете на два дома?
— Часть года — да, на два дома. Но зато не надоедаем друг другу. Но, если серьезно, то порой не видим друг друга по
— Как долго вы не играли из-за рождения ребенка?
— Всего восемь месяцев. Первые два месяца беременности я еще играла. А потом начала тренироваться сразу после рождения сына — буквально через пару недель. Спасибо мама и папе — они приехали к нам и присматривали за сыном. И через две недели игра, причем, с принципиальным и самым сильным в России соперником — СКИФ. Ничего, сыграла, даже гол забила.
— В мужском хоккее за какую команду болеете?
— Раньше — за магнитогорскую. В последнее время с большим интересом слежу за выступлениями «Трактора» и «Ак Барса».
— Из мужской сборной с кем-то знакомы?
— С Морозовым, Зариповым, Овечкиным и некоторыми другими. Но нельзя сказать что у нас очень близкая дружба и постоянное общение. Мы с ними пересекались только на Олимпиадах и мероприятиях, с ними связанными.
— Для вас сочинская Олимпиада будет какой по счету?
— Четвертой.
— На месте будущих олимпийских сражений уже поиграли?
— Пока нет. Но на август там у нас намечена серия товарищеских матчей против сборной Канады. Может быть, и раньше нам удастся там потренироваться. Но хоккей — это не горные лыжи или бобслей. Для нас особенности площадки, зала и льда не имеют существенного значения.
— Ваш сын спортом занимается?
— Конечно. И конечно, ходит на хоккей. Его на тренировки водит мой папа, как в свое время водил и меня, когда я маленькая была. Мне очень нравится, как в Дмитрове поставлен детский хоккей.
— А женская секция в дмитровской спортшколе есть?
— Есть хорошие секции в Одинцово, Подольске, Воскресенске и Ступино, и оттуда уже самые талантливые девочки уже попадают во взрослые команды. А в Дмитрове несколько девочек тренируются в одной группе вместе с мальчиками. Я считаю это очень хорошей практикой для девочек. Но тренеры, готовящие мальчиков к важным турнирам, далеко не всегда приветствуют участие девочек в их тренировках.
— А ваши матчи сын смотрит?
— На домашние матчи с моим участием ходит всегда. И в интернете с помощью моего папы пересмотрел все ролики про женский хоккей. К сожалению, по телевизору не так часто показывают нашу сборную и ведущие российские клубы. Хотя ближе к сочинской Олимпиаде, надеюсь, эта тенденция изменится.
— Ну а если российская сборная завоюет медали в Сочи, популярность вашего вида спорта резко подскочит...
— ... И это — одна из причин, по которой я вернулась в хоккей. Я ведь уже хотела заканчивать свои выступления. Так что теперь мы все в команде живем в основном мыслями об Олимпиаде и подготовки к ней. Сборные Канады и США в нашем виде спорта стоят особняком. Боюсь, в ближайшее время не то, что побеждать их, но и бороться на равных пока не реально ни нам, ни кому-либо в Европе. Просто потому, что женский хоккей у нас гораздо менее массовый, и к нам до сих пор в России относятся как к экзотике. Но мы сделаем все возможное, чтобы повторить бронзовый успех завершившегося чемпионата мира.