Главная Работа 00:09 15 Апреля 2016 3029
Заколдованный второй круг

Зачем вдруг понадобилось учить наших пилотов летать? «Труд» спросил об этом у экспертов

Анатолий Журин

Вопрос не праздный. Росавиация направила распоряжение о проверке навыков и переподготовке летчиков, управляющих самолетами «Боинг». Руководителям российских авиакомпаний предложено заново оценить профпригодность и, если потребуется, переобучить экипажи. Особое внимание следует обратить на навыки пилотов в ситуациях, когда требуется выводить машину из «сложного пространственного положения». Бумага появилась на свет после мартовской катастрофы в ростовском аэропорту. А еще такое же ЧП было в Казани двумя годами раньше. В обоих случаях экипажи «Боинга-737» не справились с управлением при уходе на второй круг и уронили самолет, погубив пассажиров и себя:

Хорошо, что такие распоряжения не вывешивают в аэропортах. Иначе перед тем как пристегнуть ремни, пассажиры, чего доброго, начнут требовать документальных подтверждений летных навыков экипажа. Ведь положа руку на сердце, после неоднократных воздушных ЧП элегантная форма проходящих мимо кресел летчиков уже не внушает былого доверия.

Хотя чему, собственно, удивляться? Если даже опытный водитель пересаживается с «автомата» на «механику», то вероятность аварии кратно возрастает. Сегодня парк нашей гражданской авиации состоит из боингов и эрбасов, но летать-то наши пилоты учатся на оте-чественных самолетах. Оставшиеся в живых российские авиационные училища откровенно бедствуют: не хватает специалистов, техники, современных тренажеров. Сегодня на обучение каждого пилота расходуется порядка миллиона рублей, и эти деньги надо еще найти. Для сравнения: крупнейшая сингапурская авиакомпания сообщала, что в этой стране на подготовку пилота тратят 140 тысяч долларов, то есть почти в десять (!) раз больше. Поэтому всем нашим выпускникам училищ, прежде чем сесть за штурвал лайнера, приходится проходить дополнительное переобучение. Ну, а о качестве последнего мы нередко узнаем только после происшествий. Как после казанской катастрофы, где в кресле пилота оказался штурман...

На сайте Межгосударственного авиационного комитета вывешены экспертные оценки состояния безопасности полетов. Цитирую некоторые выводы о причинах ЧП в 2011 и 2012 годах. «Большинство авиапроисшествий, как и в предыдущие годы, связано с грубыми нарушениями правил выполнения полетов, подготовки пилотов и эксплуатации воздушных судов. Значительная часть АП происходит в результате сваливания воздушного судна из-за ошибок в технике пилотирования при полете на высоте ниже безопасной и отклонений по скорости и крену: Аварийные ситуации с тяжелыми транспортными самолетами возникали по причинам ошибочных действий экипажа по управлению воздушным судном на различных этапах выполнения полета, нарушений в организации установленных технологических процедур при подготовке ВС к полету, неудовлетворительного взаимодействия в экипажах».

А вот очередные рекомендации МАК, датированные уже этим годом. «Организовать и провести исследования по изучению условий потери экипажами воздушных судов пространственной ориентировки и попадания в сложное пространственное положение с выдачей практических рекомендаций по повышению безопасности полетов. По результатам работы разработать и внедрить специальный курс повышения квалификации летного состава (типа Upset Recovery), предусмотрев в нем теоретическую и практическую части. Провести внеочередные проверки летных экипажей на выполнение стандартных операционных процедур при заходе на посадку по различным системам, а также при уходе на второй круг».

Тем не менее за последние пять лет в коммерческой авиации РФ произошло 71 авиапроисшествие и 34 катастрофы. Значит, рекомендации МАК не находят понимания? А ведь на принятие соответствующих мер по правилам, утвержденным постановлением правительства, отводится 30 дней. Но тогда где гарантия, что и упомянутое выше недавнее распоряжение Росавиации в компаниях и летных училищах примут как руководство к действию?

Наши эксперты считают, что многих воздушных ЧП можно было бы избежать еще на стадии обучения будущих пилотов. Вот мнение Юрия ДАРЫМОВА, работавшего в советские времена начальником управления учебными заведениями МГА СССР:

— Сегодня система подготовки пилотов не соответствует запросам авиакомпаний. В кабину современного зарубежного самолета нужны выпускники со свидетельством коммерческого пилота. Это означает — с учебным налетом 150 часов на легком первоначальном самолете и двухдвигательном выпускном. Плюс хорошее владение английским языком, плюс способность к переучиванию на технику, эксплуатируемую в авиакомпаниях, чтобы после приобретения опыта стать линейными пилотами. К сожалению, в Минтрансе речь идет не о том, как совершенствовать обучение, поднять квалификацию и зарплаты преподавателей, а о постоянных реформах в области образования, захватывающих и подготовку кадров гражданской авиации (ЕГЭ, «вертикальное интегрирование», «болонская система» с бакалаврами и магистрами и т. д.). В этой чересполосице число топ-менеджеров уже в разы превысило штат управленцев бывшего Министерства гражданской авиации. А специалисты на нижних уровнях, которым как-то надо решать реальные проблемы, вынуждены создавать структуры по интересам — Ассоциацию руководителей авиапредприятий, Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта, Ассоциацию аэропортов, Ассоциацию агентств и т. д.

На недавней коллегии Минтранса поднимали вопрос о передаче из Минобразования всех авиационных учебных заведений. Формулировка такая: создать на базе Московского технического университета гражданской авиации один образовательный центр, включив туда и обучение... управлению водным (!) транспортом. Больший бред придумать трудно! Попутно принимают решение сократить число вузов с количеством учащихся менее 5 тысяч, а средние учебные заведения — менее тысячи. Если так пойдет, обучение авиаспециальностям останется лишь в Москве, Питере и Ульяновске. Против выступают более десятка общественных организаций, отраслевые профсоюзы, но кто же их слушает?

А вот как прокомментировал распоряжение Росавиации начальник летно-испытательного центра ГосНИИ ГА, летчик-испытатель, Герой России Рубен ЕСАЯН:

— Распоряжения исполняются, когда есть соответствующий механизм. По-хорошему надо бы разработать и согласовать с командно-инструкторским составом всех перевозчиков программу. Потом ее обкатать, и на этой основе начинать работать с летным составом. Я еще в 1993 году испытывал в Сиэтле «Боинг-737» и не заметил каких-то угрожающих моментов при эксплуатации этого самого массового в мире самолета. Просто у каждой машины, как и у человека, есть свои особенности, которые следует скрупулезно изучать. И, если уж компания взяла на вооружение ту или иную машину, надо внимательно подходить к тому, как она себя ведет в разных обстоятельствах и учитывать это при обучении пилотов. Во время испытаний ведь мы, летчики, все это проводим, фиксируем, пишем рекомендации. Определяем границы пилотирования, за которые переступать нельзя...

Заслуженный пилот СССР, бывший замминистра гражданской авиации Олег СМИРНОВ считает, что с приобретением зарубежных самолетов тотальный переход на электронику, увы, встречен в авиационной среде не только аплодисментами. Излишнее увлечение электроникой, завышенное к ней доверие сработали не в лучшую сторону. Наша летная школа, которая сегодня много что потеряла, учила пилота вручную управлять самолетом. Западная же, по большей части, — управлять компьютером, который будет управлять самолетом. Электронике надо доверять, но надо и уметь ее контролировать, чтобы с ней совладать. Как мы говорим в таких случаях, надо всегда иметь запасной аэродром. В свое время такого аэродрома не хватило экипажу пропавшего в Атлантике самолета «Эр Франс», выполнявшего перелет из Бразилии в Париж с 270 пассажирами на борту. Найденные на глубине 4000 мет-ров «черные ящики» позволили сделать вывод: катастрофа произошла по причине необученности экипажа ручному управлению самолетом при случившемся отказе электроники.

Технический прогресс не остановить. Современная техника превращает пилота в оператора. Но ни в коем случае нельзя сводить практические навыки к знанию очередности включения соответствующих кнопок. Неверно полагаться на то, что остальное за тебя сделает техника. Привыкание к новой системе управления должно быть постепенным, и тогда никакие привходящие обстоятельства не поставят экипаж в тупик.

Своими глазами

И вот сажусь я за штурвал...

а небе ни облачка, ветерок шевелит траву по бокам рулежных дорожек. «Боинг-737» выезжает на полосу и получает разрешение диспетчера. Подаю ручки управления двигателем, увеличивая тягу. Снят парковочный тормоз, и самолет, слегка дрогнув, катится вперед. Впечатление невероятное: слышать, как за спиной ревут турбины и самолет, набирая взлетную скорость, стучит по бетонной полосе колесами...

Это описание не реального, а виртуального взлета с помощью современного аэростимулятора. Многочасовые тренировки на таких тренажерах, воспроизводящих полную картину полета, дают пилоту бесценные навыки, способные в случае ЧП сберечь машину и жизни пассажиров. Говорят, подобные тренажеры уже есть в Аэрофлоте в ульяновском центре летной подготовки. А где и на чем учатся остальные пилоты? Вопрос открытый....

Работа 00:01 / 11 Апреля 2025 5968
Жить стало лучше

Но не всем, а только богатым

Александр Киденис
Труд
Доходы губернаторов вырастут в разы. Фото: Jeremy Maude/moodboard, globallookpress.com

Первоапрельская шутка оказалась приятным сюрпризом для российских губернаторов: указом главы государства им объявили о прибавке зарплаты и премий — но не сейчас, а с будущего января. «Установить...

В регионе прошел региональный этап Всероссийской ярмарки трудоустройства «Работа России. Время возможностей» 

Фото предоставлено пресс-службой группы «САФМАР»

Мероприятие состоялось в Назрани на площадке Центра опережающей профподготовки. На ярмарке представили широкий перечень вакансий, за счет чего подходящие варианты могли найти для себя представители разных возрастных групп. В Минтруда республики...

В таких сферах, как доставка, логистика, грузоперевозки, готовы трудоустраивать всех и каждого, кто приходит в отдел кадров

Максим Башкеев
Труд
В работе с молодыми и неопытными бизнес нашел для себя много преимуществ. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Парадокс нашего времени: работу найти трудно, но безработица нам точно не грозит. Напротив, кадровый голод терзает страну. Почитать объявления — повсюду в них звучит, словно заклинание, одно слово: «требуются,...

О риске их возникновения заявил заместитель секретаря Совета безопасности Александр Гребенкин

Евгений Акатов
Труд
Фото: Илья Московец/Ura.ru, globallookpress.com

В регионах и сельских поселениях есть риск появления «устойчивых замкнутых анклавов» мигрантов, считает заместитель секретаря Совета безопасности Александр Гребенкин. В подобных общинах концентрируются не самые...

Две трети российских зумеров уверены, что для счастья необходим высокий уровень доходов

Евгений Акатов
Труд
Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

В России 64% так называемых зумеров, рожденных в период с 1997 по 2012 год, уверены, что для счастья необходим высокий уровень доходов. И только 5% считают, что достаток тут не играет роли. Результаты...

Выбравшись из контейнера, он отменил свой приказ о закрытии неврологического отделения

Фото: Алена Худякова/Keystone Press Agency, globallookpress.com

На Украине директора больницы засунули в мусорный бак из-за увольнения сотрудников неврологического отделения в рамках его реорганизации – фактически, упразднения. Об этом сообщает интернет-издание «Страна.ua». «В Житомирской...

Согласно прогнозам, быстрее всего будет расти сфера персональных услуг 

Фото: © Alexander Legky, globallookpress.com

Министерство труда и социальной защиты РФ определило отрасли, которые к 2029 году потребуют наибольшего количества специалистов. Об этом в понедельник, 24 марта сообщает РБК. Как отмечается в прогнозе на 2024–2029 годы, составленном специалистами...

По данным Сбербанка, средний желаемый доход граждан после выхода на пенсию составляет 52,3 тысячи рублей в месяц

Евгений Акатов
Труд
Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

В среднем желаемый доход граждан после выхода на пенсию составляет 52,3 тысячи рублей в месяц, показал опрос НПФ Сбербанка. Откуда берутся эти цифры и как ожидания граждан соотносятся с действительностью? Дмитрий Абзалов,...

С начала года МВД РФ выявило 1374 факта подделки миграционных документов – на 41,6% больше, чем за аналогичный период 2024-го 

Фото: Moscow-Live.ru

Сокращение числа мигрантов вряд ли соответствует интересам России. Об этом в среду, 23 апреля заявил в ходе пресс-конференции по итогам визита в Узбекистан министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. «Если брать ситуацию глобально...

Работа 00:06 / 18 Апреля 2025 3854
Идите мести улицы

Споры о том, уместны ли в наше время субботники, не утихают

Ирина Хмара
Труд
Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

Апрель — традиционное время субботников, так сложилось еще с советских времен. Столичная мэрия на этот раз призвала горожан заняться уборкой дворов и улиц 19 апреля. При этом споры о том, уместны ли в наше...

«Мероприятия призыва будут проводиться в плановом порядке», - отметили в ведомстве

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Начинающаяся в России призывная кампания никак не связана с проведением специальной военной операции (СВО) на Украине. Об этом, как передает РИА Новости, заявили в Министерстве обороны РФ. «Предстоящая призывная кампания никак не связана...

По сведениям ФССП, в стране сейчас официально работают 520 коллекторских агентств 

Фото из открытых источников

Депутаты Госдумы от ЛДПР предложили законодательно запретить в России деятельность коллекторов – лиц и организаций, занимающихся «выбиванием» долгов. Об этом со ссылкой на соответствующий законопроект сообщает РИА...

Это достижение пенсионного возраста, наличие страхового стажа и пенсионных коэффициентов

Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

Чтобы стать получателем страховой пенсии в 2025 году, нужно достичь установленного возраста для выхода на пенсию, а также иметь не менее 15 лет страхового стажа и не менее 30 пенсионных коэффициентов. Об этом, как сообщает ИА Новости, говорится...

Граждане, пребывающие в добровольческих формированиях на момент призыва, будут пользоваться отсрочкой 

Фото: © Alexander Rekun, globallookpress.com

Госдума во вторник, 8 апреля приняла поправки в законодательство о призыве на срочную службу. Согласно ему, от призыва в армию будут освобождаться граждане, не менее полугода пребывавшие в добровольческих формированиях, а также не менее полугода,...

Он будет проходить с 1 апреля по 15 июля, в Вооруженные силы призываются граждане в возрасте от 18 до 30 лет

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин подписал указ о весеннем призыве на военную службу. Документ обнародован на интернет-портале официального опубликования правовой информации. «Осуществить с 1 апреля по 15 июля 2025 года призыв на военную...

Однако они могут трудоустраиваться только для работы по выходным дням или на каникулы

Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин подписал закон, который разрешает работодателям принимать на работу подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Документ размещен на сайте официального опубликования правовых актов. Согласно...