С каждым годом россияне все больше предпочитают покупать товары «не первой необходимости» не в обычных магазинах, а в Интернете, в том числе и на зарубежных сайтах. Доставкой всех этих отправлений в российские населенные пункты занимается фактически единственное предприятие – «Почта России». Резкое увеличение нагрузки привело к тому, что перед Новым годом на почтовых предприятиях случился настоящий коллапс, последствия которого ощущаются до сих пор. Владельцы многочисленных товаров, приобретенных в интернет-магазинах к праздникам, в подарок себе и близким, получают свои посылки только сейчас.
Разумеется, в этой ситуации не обошлось без жалоб: возмущенные клиенты буквально завалили ими московское управление Роскомнадзора. Все это вынудило почтовое руководство задуматься о реформировании структуры.
Однако на реализацию всякой реформы нужны деньги, – отмечают обозреватели. «Почте России», по подсчетам специалистов, понадобится на эти цели от 200 до 600 миллиардов рублей бюджетных средств.
«Метод Навального»
Две недели назад руководство почты обратилось к МВД с просьбой о расследовании массовой отправки жалоб в адрес ведомства. До сих пор, – отметили в Роскомнадзоре, – управление ежедневно фиксировало не более десятка подобных обращений. Однако к середине марта количество жалоб возросло до тысячи в день. Жалуются на работу почты прежде всего покупатели виртуальных магазинов, не дождавшиеся своих новогодних заказов.
Шквалу обращений, по мнению обозревателей, способствовало и распространение так называемого «метода Навального», успешно опробованного на интернет-проектах «РосЯма» и «РосЖКХ»: специалисты составляют единый шаблон жалобы и публикуют его в Сети, а каждому, кто желает это обращение отправить, остается всего лишь вписать в шаблон свои личные данные.
Разумеется, «Почте России» пришлось оправдываться за произошедший коллапс. В комментарии, опубликованном ведомством, говорится, что почте сильно не хватает рабочих рук; не лучше ситуация и у Федеральной таможенной службы: накануне зимних каникул почти полмиллиона тонн международных отправлений застряли на границе. Сейчас, – заверяет руководство почты, – ситуация уже начала приходить в норму; благодаря совместным усилиям таможенников и почтовиков за последние двое суток остатки международной почты в аэропортах Москвы уменьшились почти на сотню тонн. Однако, чтобы окончательно покончить с массовыми задержками корреспонденции, требуется еще 10-15 дней.
Тем не менее, меры, принимаемые экстренно, нисколько не страхуют от повторения подобных ситуаций в будущем. Особенно если учесть, что поток корреспонденции в ближайшие месяцы вряд ли будет уменьшаться, а скорее уж наоборот, увеличится. За прошлый год россияне в общей сложности получили из-за рубежа 20 миллионов посылок; из них 70% составляли покупки из интернет-магазинов. Всего год назад эта цифра была вдвое меньше. Поэтому, – отмечают в руководстве «Почты России», – чтобы решить проблему кардинально, ведомство необходимо реформировать.
Какая реформа лучше?
На эти нужды почта попросила у государства 200 миллиардов рублей. Не единоразово, разумеется: до 2020 года. 34 миллиарда предлагается пустить на строительство 33-х новых сортировочных автоматизированных центров.
Загвоздка, однако, в том, что и у самого ведомства, и у представителей российского кабмина пока нет единого решения по поводу стратегии дальнейшего развития ФГУП «Почта России». План, подготовленный на 2012-2016 годы группой Boston Consulting Group, не понравился Минкомсвязи, контролирующему работу почтовиков. Представители министерства предложили вообще ликвидировать ФГУП, а вместо него создать две структуры – частную логистическую компанию и государственное учреждение, управляющее почтовыми отделениями. Последней, разумеется, тоже понадобится господдержка: по подсчетам специалистов, она должна составить около 600 миллиардов рублей.
Какую из концепций в итоге решат реализовывать власти, пока сказать сложно. Две недели назад российский президент подписал указ о внесении ФГУПа «Почта России» в список стратегических предприятий. А значит, активы этого ведомства теперь будет нельзя приватизировать, а руководителя можно будет менять лишь с согласия президентской администрации.