...В городе приспущены флаги. Жители не скрывают слез. В Пскове жизнь каждой третьей семьи связана с Вооруженными силами, у всех если не родственники, то друзья или знакомые служат в армии. Поэтому тяжелая весть о гибели 84 десантников из местной дивизии отозвалась болью в каждом сердце.
В воскресенье в 20.30 на псковский аэродром Кресты военно-транспортный Ил-76 доставил "цинки" с телами 12 военнослужащих, погибших близ Улус-Керта. Трое из них - из Псковской области, их тела сразу увезли домой. А на территории Черниговской воздушно-десантной дивизии псковичи имели возможность попрощаться с подполковником Марком Евтюхиным, майором Александром Доставаловым, капитаном Романом Соколовым, старшим лейтенантом Алексеем Воробьевым, младшим сержантом Владимиром Шевцовым, рядовым Михаилом Травиным, ефрейтором Александром Лебедевым, рядовым Михаилом Загораевым.
Вчера состоялось отпевание в главном Троицком кафедральном соборе Пскова. В почетном карауле у гробов выстроились офицеры дивизии, члены московской делегации, представители администрации города и области. Затем траурная процессия направилась на главное кладбище города. Здесь со всеми воинскими почестями были похоронены герои-десантники рядом со своими соратниками, погибшими в первую чеченскую войну, и с бойцами Псковского спецназа, принявшими последний бой 28 февраля под Шатоем.
Псковичи могут гордиться земляками-десантниками. В то же время по городу ходят слухи о предательстве. О том, что генералы якобы бросили бойцов на произвол судьбы. Имеют ли подобные толки под собой почву? Что на самом деле произошло в районе Улус-Керта? Похороны располагают к откровенности. То, о чем говорили десантники над могилами своих боевых товарищей, рисует картину массового героизма наших бойцов.
Сводному отряду под командованием гвардии подполковника Марка Евтюхина была поставлена задача к 14 часам 29 февраля занять рубеж в четырех километрах юго-восточнее Улус-Керта с целью не допустить возможного прорыва боевиков в направлении Ведено. Ранним утром 29 февраля 4-я рота 2-го батальона 104-го гвардейского полка, парашютно-десантный взвод и группа полковой разведки начали выдвигаться к Улус-Керту. В 12.30 разведдозор вступил в боевой контакт с бандгруппой численностью около 20 боевиков. Евтюхин приказал 6-й роте закрепиться на господствующей высоте 776.0 В 23.25 бандиты начали массированную атаку на высоту. Позже, по разным сведениям, их количество оценивалось от 1,5 до 2,5 тысячи стволов. Им противостояло всего 90 российских парней. Главари бандитов несколько раз предлагали десантникам пропустить их в обмен на сохранение жизней. Но этот вопрос даже не обсуждался среди бойцов. В пять утра, несмотря на огромные потери, бандиты ворвались на позиции роты. Гвардии подполковник Евтюхин в этой ситуации принял мужественное решение и вызвал огонь полковой артиллерии на себя. В огненном пекле сгорели сотни бандитов. Но и из наших ребят в живых осталось только шестеро. Они рассказали о последних минутах погибших. Командир разведывательного взвода гвардии старший лейтенант Алексей Воробьев в жестокой схватке лично уничтожил полевого командира Идриса, обезглавив банду... Командиру самоходной артиллерийской батареи гвардии капитану Виктору Романову взрывом мины оторвало обе ноги. Но он до последней минуты жизни корректировал огонь артиллерии... Гвардии рядовой Евгений Владыкин в рукопашной с боевиками был избит до потери сознания. Очнулся, полураздетый и безоружный, на позициях бандитов. Отбил свой ручной пулемет и пробился к своим... Так дрался каждый из 90 десантников. Бой шел фактически до утра 2 марта.
Вчера 22 бойца из погибшей роты стали Героями Российской Федерации, из них 21 - посмертно, а 104-й полк представлен к ордену Мужества. Во время траурной панихиды звучали заверения, что в Пскове будет установлен памятник героям-гвардейцам. Все они навечно занесены в списки 104-го гвардейского полка.
Заслуженные почести, конечно, нужны. Живым - помнить беззаветных сынов России. Но нужна и полная правда обо всех обстоятельствах гибели 6-й роты. У свежих могил с особой остротой еще и еще раз встают вопросы: как могла разведка прохлопать такое скопление боевиков в районе Улус-Керта? Почему за время столь продолжительного боя командование не смогло прислать достаточного подкрепления погибающей роте? В докладной записке командующего ВДВ генерал-полковника Георгия Шпака министру обороны РФ Игорю Сергееву ответ на них звучит так: "Попытки командования оперативной группы ВДВ, ПТГр (полковой тактической группы) 104-го гвардейского пдп деблокировать окруженную группировку из-за сильного огня бандформирований и сложных условий местности успеха не принесли". Что стоит за этой фразой? Как удалось выяснить, опять же - высокая самоотверженность низшего боевого звена и непонятные неувязки в высшем. В 3 утра 1 марта к окруженным смог прорваться взвод усиления, который возглавил заместитель Евтюхина гвардии майор Александр Доставалов, который впоследствии погиб вместе с 6-й ротой. Однако почему всего один взвод?
На выручку боевым товарищам стремились и бойцы 1-й роты батальона. Но во время переправы через реку Абазулгол они попали в засаду и были вынуждены закрепиться на берегу. Только утром 2 марта 1-я рота сумела прорваться к позициям 6-й роты. Но было уже поздно - в живых осталось только шесть человек под командованием Андрея Поршнева.
Что делало 1 и 2 марта вышестоящее командование, почему в этот район не были посланы более мощные подкрепления? Можно ли было спасти 6-ю роту? Если да, то кто виноват в том, что этого сделано не было? Эти вопросы остаются пока без ясного ответа - у свежих могил, перед которыми склоняет голову страна.