В среду, 15 января, межфракционная рабочая группа Госдумы внесет на рассмотрение парламентариев пакет законопроектов, ужесточающих антитеррористическое законодательство. Такие меры депутаты решили принять на фоне громких терактов в Волгограде и Пятигорске, а также серии убийств на Ставрополье.
О том, какие меры Дума собирается принять в ближайшее время, журналистам рассказал представитель ЛДПР Андрей Луговой.
Что предлагают депутаты?
Прежде всего, – отметил он, – будут расширены полномочия сотрудников ФСБ. Им предлагается разрешить не только проверять документы, удостоверяющие личность, но и проводить досмотр граждан и транспортных средств.
Второй блок предложений касается внесения изменений в некоторые статьи Уголовного кодекса. Речь идет, разумеется, о наказании за терроризм: по ряду статей его предлагается увеличить до 10–20 лет лишения свободы, а еще по нескольким статьям – начать сажать пожизненно. Возможность более мягкого наказания, в том числе условных приговоров, предлагается полностью исключить.
При этом, – добавил Луговой, – более жестко предлагается наказывать не только тех, кто осуществил теракт или принял участие в его подготовке, но и людей, занимающихся пропагандой терроризма, обучением лиц, причастных к бандгруппам. А пожизненное наказание может быть введено и за финансирование подобных преступлений.
«Также исключается освобождение от ответственности за данное преступление в связи с истечением срока давности его совершения. Срок давности не будет касаться этих преступлений. И по этим преступлениям предлагается исключить отсрочку отбывания наказания», – отметил парламентарий.
Наконец, еще один важный блок поправок связан с как раз с финансированием терроризма. Точнее, с тем, что депутаты считают в этом плане «корнем зла».
Причиной, позволяющей денежным потокам без проблем стекаться в карманы бандитов, по мнению представителей Госдумы, является чересчур либеральное законодательство о платежных интернет-системах.
До сих пор, – пояснил Луговой, – можно было с их помощью перевести единоразовым неперсонифицированным платежом до сорока тысяч рублей. Теперь депутаты предлагают сократить эту сумму всего до тысячи рублей. Размер анонимных переводов через «Яндекс-кошелек» хотят опять-таки урезать до тысячи рублей в день и 15 тысяч – в месяц.
Также предлагается ввести ограничения для операторов по переводу денежных средств, ввести меры по идентификации личностей отправителя и получателя и полностью запретить анонимные переводы средств из-за рубежа.
Преступление одним, а наказание другим?
Обозреватели и интернет-пользователи уже отметили, что оценить эффективность предлагаемых депутатами мер в плане предотвращения конкретных взрывов в российских городах – довольно сложно. Зато вряд ли стоит сомневаться, что проблемы с получением оплаты за свой, абсолютно честный, труд появятся у тысяч россиян, работающих «по удаленке». Речь идет и о фрилансерах – копирайтерах, дизайнерах, веб-редакторах, программистах, сотрудничающих с различными компаниями в плане исполнения конкретных заказов, – и даже, наример, о постоянных сотрудниках информ-агентств, присылающих в редакции новости и материалы для публикаций из российских регионов или из других государств мира.
Об ужесточении платежного законодательства депутаты задумались после громких терактов в Волгограде, произошедших в самый канун Нового года: 29 декабря террорист-смертник (по другим данным, женщина-смертница) подорвал себя возле рамок металлоискателей на входе в железнодорожный вокзал, а на следующий день злоумышленники организовали взрыв в наполненном людьми троллейбусе. Погибли свыше тридцати человек, еще несколько десятков до сих пор находятся в больницах.
За два месяца до этого, 21 октября, опять-таки в Волгограде был организован взрыв в рейсовом автобусе. Тогда погибли 7 человек и 37 получили ранения. Бомбу, начиненную поражающими элементами, по утверждению правоохранителей, привела в действие дагестанская смертница Наида Асиялова.
Тем не менее, взрывали в минувшем году не только в Волгограде: 20 мая в Дагестане произошел теракт возле управления федеральной службы судебных приставов. Погибли двое приставов и двое полицейских; еще 9 человек получили тяжелые ранения и 30 – травмы средней тяжести.
19 августа в населенном пункте Сагопши Малгобекского района Ингушетии смертник убил себя и восьмерых сотрудников МВД. Взрыв был организован прямо на похоронах полицейского, погибшего накануне в перестрелке с бандитами. Террористом оказался сын бывшего начальника аргунского РОВД.
А 3 мая у полицейского поста на выезде из Махачкалы взорвались машина со смертником и находившийся неподалеку автомобиль «Газель», который тоже оказался заминирован. Погибли 13 человек.
Все это заставило депутатов задуматься о законодательных мерах по борьбе с терроризмом. 9 января представитель ЛДПР Роман Худяков внес на рассмотрение коллег законопроект об усилении уголовной ответственности для террористов и их родственников. За теракты теперь предлагается карать 25 годами тюрьмы вместо пятнадцати.
А 11 января Росавиация неожиданно ввела ограничения на провоз в ручной клади самолетов любых жидкостей, включая лекарства, детское питание, художественные краски, театральный грим, средства гигиены. Руководство ведомства объяснило эти меры необходимостью позаботиться о безопасности сочинской Олимпиады, и пообещало снять запрет после ее окончания.