Управление Федеральной службы безопасности (ФСБ) РФ по Псковской области рассекретило часть уголовного дела о преступлениях эстонских карателей в лагере для военнопленных в деревне Моглино под Псковом в годы Великой Отечественной войны.
Как сообщает РИА Новости, в уголовном деле под номером С-17412 приводятся показания трех карателей. Еще один свидетель из числа бывших охранников приводит подробные детали массовых расстрелов, показательных казней, пыток.
Первую партию из 280 военнопленных в концлагерь пригнали в ноябре 1941 года. За зиму 1941 - 1942 годов от холода и голода в лагере осталось в живых около 20 человек.
По словам главного свидетеля, осенью 1942 года из лагеря вывезли около 170 цыган, стариков, женщин, детей. Всех расстреляли недалеко от Пскова. Весной 1943 года были расстреляны около 70 евреев — также стариков, женщин, детей. Летом 1943 года расстреляна еще одна группа цыган из 23 человек. Летом 1943 года из лагеря вывезли еще около 70 евреев. Со слов свидетеля, их расстреляли немцы.
При этом точное количество жертв не приводится. Однако из разрозненных данных понятно, что речь идет о сотнях убитых.
Приводится в документах и описание того, как и где проводились расстрелы. Правда, ни один из обвиняемых не смог припомнить точных мест захоронений.
В деле есть показания жителей окрестных деревень, ставших очевидцами расправ и издевательств. Так, одна женщина видела, как заключенных избивают плетками и резиновыми палками. Как ей сказали, они хотели обменять выданное мыло на хлеб.
В материалах дела рассказывается и об устройстве лагеря. Худшие условия быта были у военнопленных.
В документе приведены имена эстонских карателей. Среди них и те, кто мог скрыться от следствия. В деле есть больше десятка фамилий: Кайзер, Тоомпере, Блекман, Саабас, Кайтс, Кург, Охврилла, Вайнло, Алла.
Кроме того, приводятся датированные 1967 годом показания Арнольда Веедлера, Эриха Лепметса и Эдуарда Торна, которые охраняли лагерь, а также расстреливали людей. Каждый признается, что участвовал в расправах.
При этом карточках, которые хранились в картотеке Эстонской полиции безопасности оккупационного периода, каждый из них называл себя верующим — лютеранином.
Веедлер, Лепметс и Торн были расстреляны 26 февраля 1968 года по решению советского суда.
По планам нацистского командования, после Второй мировой войны часть нынешней Псковской области планировалось передать Эстонии, и эстонских карателей активно задействовали на оккупированной территории.
В октябре ФСБ опубликовала документы о казни в октябре 1942 года фашистскими карателями воспитанников детского дома в Ейске.