Главная Культура 11:52 14 Ноября 2016 12363
К предательству таинственная страсть

Роман и сериал названы по строчке из стихотворения Беллы Ахмадулиной: «… к предательству таинственная страсть…»

Юрий Жуковский, писатель, поэт, член Гильдии киноведов и кинокритиков

Качественный сериальный лубок о поэтах-шестидесятниках — «Таинственная страсть» — экранизация одноимённого романа Василия Аксёнова, прошедший на «Первом канале», породил в обществе яростные споры, до того бродившие в умах, не имея повода выплеснуться наружу. От накала страстей в социальных сетях лопаются, как вольфрамовые нити, дружбы, симпатии и привязанности. Сериал разбередил важнейшие вопросы, которые задают себе люди после Второй оттепели, глядя в глаза Первой.

Основой сюжетной конструкции романа стала почти театральная условность — описанные герои имели в реальности мало шансов собраться вместе. Аксёнов собирает их в Коктебеле. Для усиления условности он даёт прототипам вымышленные имена.

Авторы сериала собирают их в ресторане Центрального дома литераторов, как летучий отряд, мобилизующийся на поэтические посиделки моментально. По воле сценаристов Ваксон в Москве, в Ленинграде, в Коктебеле, повсюду наталкивается на свою Ралиссу, куда бы ни шёл, ни ехал он, как если бы Ромео встречал свою Джульетту на улицах Вероны по десять раз на дню.

Создатели сериала укрепили роман драматургически. Главная сюжетная опора — любовь Ваксона и Ралиссы, как у Ромео и Джульетты (Васео и Ральетты) — придумана сценаристами. Это и делает Аксёнова не Аксёновым. И остальное трещит, и зашивается на коленке, белыми, чёрными, нелепыми и относительно удачными нитками. Введя системообразующий сценарный стержень, демиурги сериала выдернули стержень из Аксёнова, разрушив «литературный джаз», с импровизациями, не ищущими квадрата.

Вольное обращение с материалом, порождённое тройной условностью, вызвало ярость у свидетелей реальных событий, внимательных читателей мемуаров. Наследники, правообладатели, родственники знаменитых, культовых поэтов-шестидесятников крайне трепетно отнеслись к портретам близких им людей. Это создало многочисленные ограничения в изображении персонажей, породив пародийные казусы. Например, вдова Окуджавы запретила исполнять песни Булата Шалвовича кому-либо другому. Что с этим делать сценаристам? Кукуш Октава просто ходит и ни с того, ни с сего поёт. Или произносит тщательно отфильтрованный нейтральный текст, став эталонной пародией. При этом медленно и задумчиво наливает водку в пиво в ресторане ЦДЛ. Свободу творчества задушить нельзя. Водку с пивом родственникам не отнять.

Долой реализм, точность деталей, хронологию! Да здравствует условность! В ЦДЛ или «Ресторацию» можно поместить, скажем, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Белинского, Набокова, Мандельштама и Чернышевского. Молодого француза, заехавшего из Парижа — Дантеса — они будут игнорировать, подозревая в сотрудничестве с охранкой. И прибавить к ним Окуджаву — человека девятнадцатого века, а не шестидесятых годов двадцатого.

Анонс на «Первом» ненавязчиво преподнёс мысль о том, что сериал «Таинственная страсть» — экранизация главного романа о шестидесятых. Главный канал — по главному роману. Всем — думать! Всем — читать стихи! Всем — любить Аксёнова! Главный роман недописан, недосказан, подчищен, экранизация додавлена. Но он — главный.

Сериал «Таинственная страсть» как бы снят для просвещенческих целей. Авторы поняли их абсолютно плакатно. Продюсер сериала Денис Евстигнеев сказал, что без приёма с Леонидом Кулагиным вообще нечем было скрепить разваливающиеся сюжетные части (актёр стилизованно отвечает на вопросы от имени Василия Аксёнова). А Кулагин прост, как правда. Авторы поняли шестидесятые как эпоху простоты, простых истин, и сделали для широкой аудитории фирменную, стилизованную «простоту хуже воровства», соответственно собственным представлениям об аудитории. Пытливые умы, осенённые сериалом, бросились читать поэзию шестидесятников. И это позитивно!

Создатели сериала отразили дерзость и угодливость текущей эпохи, расставили флажки среди штампов и приоритеты среди персонажей.

Актёры играют очень осторожно, тщась обнаружить живые штрихи к портретам персонажей, в рамках сериально-форматной заданности. У заданности нет жёстких канонов, да они и не нужны, все всё ощущают самоцензурной кожей, о которой говорил Константин Райкин. Актёры — боятся. Давление общества беспрецедентно. Шаг влево, вправо, малейшая импровизация — расстрел. Моментально появились тончайшие эксперты по эпохе, по хронологии, костюмам, автомобилям, духу. Экспертов — тьмы. А канал слушает, да делает свою обычную провокативную работу, дающую рейтинги и бурные обсуждения, в господствующем тренде гламуризации советской жизни. В прайм-тайм, на «Первом», нужно «на пальцах» объяснить широкой публике, чо за дух был у эпохи, «по упрощёнке», чтобы народ понял. Актёры и стихи читают осторожно, с оглядкой на каток общественности. Все знают, как надо, до просмотра. Все — эксперты по эпохе и Аксёнову. Публика — агрессивна. Песни Высоцкого поют не так, про Окуджаву понимают не то, любую экранизацию воспринимают как посягательство на святое, за редкими исключениями. Публика порвёт за Аксёнова, не отдаст на поругание память о Шестидесятых, хотя никто уже толком и не помнит, память — причудлива, цепляется за хронологию и ляпы, как за кочки в болоте. И яростно, истерично кричит, что бы не показывали. Потому что Дон-Кихоты сражались с ветряными мельницами, а мельницы — победили. И исправно производят муку. А до новых шестидесятых нынешним действительно помнящим уже не дожить. И дети, и внуки хватаются за кочки в болоте, но оно — засасывает, брезгливые отворачиваются от него, как Репины от Ватсона. И витки, витки унылой спирали, всё повторяется и повторяется.

Писатель Ваксон — Вакса — Василий Павлович Аксёнов — является центральным персонажем сериала. Собственно, это история о вызревании его личного диссидентства, за десять лет сложной жизни, ответственных решений, общения с друзьями, бесшабашности, страсти к писательству, Москвы, Ленинграда, Коктебеля, до момента высылки на погибель в Америку, с украденной из лап родины женщиной. Вакса — единственный настоящий, бескомпромиссный антисоветчик. Персонажи и их прототипы — Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Владимир Высоцкий, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Иосиф Бродский, — составили неразмыкаемый условный круг, вымышленный, призрачный, кукольный, картонный, плакатный, схематичный. Персонажи, щурясь от света рампы двадцать первого века, выходят на условную сцену для поклона шестидесятым, с их подлинной болью, праздником бытия и не постановочности трагедий. «Таинственная страсть» — не мюзикл, в отличие от картины Валерия Тодоровского «Стиляги», но в сериале поют, читают стихи, прикрывая концертным просветительством желтизну и пошлость, за которые противники продукта «Первого канала» ещё долго будут его ругать. А сторонникам достаточно элементов просветительства и надежды на то, что дети и внуки если и не обратятся в их веру, то, хотя бы, попробуют их понять, разглядев в пожелтевшей картинке людей и проблемы, созвучные нынешним временам.

Сериал «Таинственная страсть» породил длинный «перечень взаимных болей, бед и обид». Он обрёл свою эфирную славу, поток хулы, клеветы, любви, ненависти, слепого всепрощения и зрячего минного поля несоответствия деталям, ярость неоправданных и льстивость перегретых ожиданий, всколыхнув эфирный сериальный ноябрь.

После «Таинственной страсти» особенно ясно, что общность поэтов и прозаиков — на уровне общего хождения в ресторан ЦДЛ. Это сродни «вместе учились», «вместе служили», «вместе работали». Одноклассники, однокурсники, одногруппники, коллеги. Социальная сеть «Шестидесятники», закрытая группа «Символы поколения». Всё остальное — персональные траектории судеб. Здесь нет абсолютно единой судьбы, все так одиноко разлиты.

Поэты-шестидесятники жили, любили, дружили, отстаивали себя и свои взгляды, шли на компромиссы, оставили вошедшее в историю литературы и народную память поэтическое наследие, на все времена, в открытых и свободных мирах, о которых они так мечтали. На него хочется откликаться.

Пока страну уничтожает власть,
Восставшее её не ранит слово,
К предательству таинственная страсть
Проявится и повторится снова.

Ища эпох литые зеркала,
Лепя ушедшего беспечные портреты,
Вселенная из тайны соткала
Сердца исчадий воздуха — поэтов.

Они срывают кандалы времён,
Ища созвучий, шёпотов, наитий,
В ранг междометий голос возведён
В скрижалях нестираемых открытий.

Десятилетий щёлкая бичом,
Карета времени сметает все обиды,
Ловя своим блуждающим лучом
Сигналы перестуков Атлантиды.

Поэтов извлекает эхолот,
С ворчанием застывшей ржавой тяги,
И вечно продолжается полёт
В объятьях разгулявшейся бумаги.

***

Первая оттепель спазмами душными
Призраком зверя сжигает жасмин,
Под небесами, разбито-послушными
Теплится поле замедленных мин.

Оттепель капает, насморком времени,
Враз прожигая слезами ледник,
В тамбурах мира дымят наваждения,
Образно схвачены сонмами книг.

Люди рождаются, празднуют зиму,
Люди толкают замёрзшую дверь,
В такт попадают, проносятся мимо,
Нервно считая зарубки потерь.

Люди стираются неба угрозами,
Знаки рисует прощальный стилет,
И по пустыне, сосново-берёзовой,
Водит судьба их две тысячи лет.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9383
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7106
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?