Главная Культура 11:52 14 Ноября 2016 12488
К предательству таинственная страсть

Роман и сериал названы по строчке из стихотворения Беллы Ахмадулиной: «… к предательству таинственная страсть…»

Юрий Жуковский, писатель, поэт, член Гильдии киноведов и кинокритиков

Качественный сериальный лубок о поэтах-шестидесятниках — «Таинственная страсть» — экранизация одноимённого романа Василия Аксёнова, прошедший на «Первом канале», породил в обществе яростные споры, до того бродившие в умах, не имея повода выплеснуться наружу. От накала страстей в социальных сетях лопаются, как вольфрамовые нити, дружбы, симпатии и привязанности. Сериал разбередил важнейшие вопросы, которые задают себе люди после Второй оттепели, глядя в глаза Первой.

Основой сюжетной конструкции романа стала почти театральная условность — описанные герои имели в реальности мало шансов собраться вместе. Аксёнов собирает их в Коктебеле. Для усиления условности он даёт прототипам вымышленные имена.

Авторы сериала собирают их в ресторане Центрального дома литераторов, как летучий отряд, мобилизующийся на поэтические посиделки моментально. По воле сценаристов Ваксон в Москве, в Ленинграде, в Коктебеле, повсюду наталкивается на свою Ралиссу, куда бы ни шёл, ни ехал он, как если бы Ромео встречал свою Джульетту на улицах Вероны по десять раз на дню.

Создатели сериала укрепили роман драматургически. Главная сюжетная опора — любовь Ваксона и Ралиссы, как у Ромео и Джульетты (Васео и Ральетты) — придумана сценаристами. Это и делает Аксёнова не Аксёновым. И остальное трещит, и зашивается на коленке, белыми, чёрными, нелепыми и относительно удачными нитками. Введя системообразующий сценарный стержень, демиурги сериала выдернули стержень из Аксёнова, разрушив «литературный джаз», с импровизациями, не ищущими квадрата.

Вольное обращение с материалом, порождённое тройной условностью, вызвало ярость у свидетелей реальных событий, внимательных читателей мемуаров. Наследники, правообладатели, родственники знаменитых, культовых поэтов-шестидесятников крайне трепетно отнеслись к портретам близких им людей. Это создало многочисленные ограничения в изображении персонажей, породив пародийные казусы. Например, вдова Окуджавы запретила исполнять песни Булата Шалвовича кому-либо другому. Что с этим делать сценаристам? Кукуш Октава просто ходит и ни с того, ни с сего поёт. Или произносит тщательно отфильтрованный нейтральный текст, став эталонной пародией. При этом медленно и задумчиво наливает водку в пиво в ресторане ЦДЛ. Свободу творчества задушить нельзя. Водку с пивом родственникам не отнять.

Долой реализм, точность деталей, хронологию! Да здравствует условность! В ЦДЛ или «Ресторацию» можно поместить, скажем, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Белинского, Набокова, Мандельштама и Чернышевского. Молодого француза, заехавшего из Парижа — Дантеса — они будут игнорировать, подозревая в сотрудничестве с охранкой. И прибавить к ним Окуджаву — человека девятнадцатого века, а не шестидесятых годов двадцатого.

Анонс на «Первом» ненавязчиво преподнёс мысль о том, что сериал «Таинственная страсть» — экранизация главного романа о шестидесятых. Главный канал — по главному роману. Всем — думать! Всем — читать стихи! Всем — любить Аксёнова! Главный роман недописан, недосказан, подчищен, экранизация додавлена. Но он — главный.

Сериал «Таинственная страсть» как бы снят для просвещенческих целей. Авторы поняли их абсолютно плакатно. Продюсер сериала Денис Евстигнеев сказал, что без приёма с Леонидом Кулагиным вообще нечем было скрепить разваливающиеся сюжетные части (актёр стилизованно отвечает на вопросы от имени Василия Аксёнова). А Кулагин прост, как правда. Авторы поняли шестидесятые как эпоху простоты, простых истин, и сделали для широкой аудитории фирменную, стилизованную «простоту хуже воровства», соответственно собственным представлениям об аудитории. Пытливые умы, осенённые сериалом, бросились читать поэзию шестидесятников. И это позитивно!

Создатели сериала отразили дерзость и угодливость текущей эпохи, расставили флажки среди штампов и приоритеты среди персонажей.

Актёры играют очень осторожно, тщась обнаружить живые штрихи к портретам персонажей, в рамках сериально-форматной заданности. У заданности нет жёстких канонов, да они и не нужны, все всё ощущают самоцензурной кожей, о которой говорил Константин Райкин. Актёры — боятся. Давление общества беспрецедентно. Шаг влево, вправо, малейшая импровизация — расстрел. Моментально появились тончайшие эксперты по эпохе, по хронологии, костюмам, автомобилям, духу. Экспертов — тьмы. А канал слушает, да делает свою обычную провокативную работу, дающую рейтинги и бурные обсуждения, в господствующем тренде гламуризации советской жизни. В прайм-тайм, на «Первом», нужно «на пальцах» объяснить широкой публике, чо за дух был у эпохи, «по упрощёнке», чтобы народ понял. Актёры и стихи читают осторожно, с оглядкой на каток общественности. Все знают, как надо, до просмотра. Все — эксперты по эпохе и Аксёнову. Публика — агрессивна. Песни Высоцкого поют не так, про Окуджаву понимают не то, любую экранизацию воспринимают как посягательство на святое, за редкими исключениями. Публика порвёт за Аксёнова, не отдаст на поругание память о Шестидесятых, хотя никто уже толком и не помнит, память — причудлива, цепляется за хронологию и ляпы, как за кочки в болоте. И яростно, истерично кричит, что бы не показывали. Потому что Дон-Кихоты сражались с ветряными мельницами, а мельницы — победили. И исправно производят муку. А до новых шестидесятых нынешним действительно помнящим уже не дожить. И дети, и внуки хватаются за кочки в болоте, но оно — засасывает, брезгливые отворачиваются от него, как Репины от Ватсона. И витки, витки унылой спирали, всё повторяется и повторяется.

Писатель Ваксон — Вакса — Василий Павлович Аксёнов — является центральным персонажем сериала. Собственно, это история о вызревании его личного диссидентства, за десять лет сложной жизни, ответственных решений, общения с друзьями, бесшабашности, страсти к писательству, Москвы, Ленинграда, Коктебеля, до момента высылки на погибель в Америку, с украденной из лап родины женщиной. Вакса — единственный настоящий, бескомпромиссный антисоветчик. Персонажи и их прототипы — Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Владимир Высоцкий, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Иосиф Бродский, — составили неразмыкаемый условный круг, вымышленный, призрачный, кукольный, картонный, плакатный, схематичный. Персонажи, щурясь от света рампы двадцать первого века, выходят на условную сцену для поклона шестидесятым, с их подлинной болью, праздником бытия и не постановочности трагедий. «Таинственная страсть» — не мюзикл, в отличие от картины Валерия Тодоровского «Стиляги», но в сериале поют, читают стихи, прикрывая концертным просветительством желтизну и пошлость, за которые противники продукта «Первого канала» ещё долго будут его ругать. А сторонникам достаточно элементов просветительства и надежды на то, что дети и внуки если и не обратятся в их веру, то, хотя бы, попробуют их понять, разглядев в пожелтевшей картинке людей и проблемы, созвучные нынешним временам.

Сериал «Таинственная страсть» породил длинный «перечень взаимных болей, бед и обид». Он обрёл свою эфирную славу, поток хулы, клеветы, любви, ненависти, слепого всепрощения и зрячего минного поля несоответствия деталям, ярость неоправданных и льстивость перегретых ожиданий, всколыхнув эфирный сериальный ноябрь.

После «Таинственной страсти» особенно ясно, что общность поэтов и прозаиков — на уровне общего хождения в ресторан ЦДЛ. Это сродни «вместе учились», «вместе служили», «вместе работали». Одноклассники, однокурсники, одногруппники, коллеги. Социальная сеть «Шестидесятники», закрытая группа «Символы поколения». Всё остальное — персональные траектории судеб. Здесь нет абсолютно единой судьбы, все так одиноко разлиты.

Поэты-шестидесятники жили, любили, дружили, отстаивали себя и свои взгляды, шли на компромиссы, оставили вошедшее в историю литературы и народную память поэтическое наследие, на все времена, в открытых и свободных мирах, о которых они так мечтали. На него хочется откликаться.

Пока страну уничтожает власть,
Восставшее её не ранит слово,
К предательству таинственная страсть
Проявится и повторится снова.

Ища эпох литые зеркала,
Лепя ушедшего беспечные портреты,
Вселенная из тайны соткала
Сердца исчадий воздуха — поэтов.

Они срывают кандалы времён,
Ища созвучий, шёпотов, наитий,
В ранг междометий голос возведён
В скрижалях нестираемых открытий.

Десятилетий щёлкая бичом,
Карета времени сметает все обиды,
Ловя своим блуждающим лучом
Сигналы перестуков Атлантиды.

Поэтов извлекает эхолот,
С ворчанием застывшей ржавой тяги,
И вечно продолжается полёт
В объятьях разгулявшейся бумаги.

***

Первая оттепель спазмами душными
Призраком зверя сжигает жасмин,
Под небесами, разбито-послушными
Теплится поле замедленных мин.

Оттепель капает, насморком времени,
Враз прожигая слезами ледник,
В тамбурах мира дымят наваждения,
Образно схвачены сонмами книг.

Люди рождаются, празднуют зиму,
Люди толкают замёрзшую дверь,
В такт попадают, проносятся мимо,
Нервно считая зарубки потерь.

Люди стираются неба угрозами,
Знаки рисует прощальный стилет,
И по пустыне, сосново-берёзовой,
Водит судьба их две тысячи лет.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 36431
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8282
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5034
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4110
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4033
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...