Главная Культура 00:06 14 Ноября 2014 11745
Яна Троянова: Люблю поскандалить. И у меня это получается

Обозреватель «Труда» поговорил на анапском фестивале «Киношок» с этой яркой, харизматичной актрисой о новом фильме

Леонид Павлючик

Екатеринбургский драматург и режиссер Василий Сигарев, автор популярных пьес и постановщик нашумевших фильмов «Волчок» и «Жить», заканчивает работу над комедией, которую планирует показать в новогодние каникулы. Сюжет картины держится пока в секрете. Встретив в Анапе на фестивале «Киношок» жену и музу режиссера Яну Троянову, наш обозреватель не мог упустить возможность поговорить с этой яркой, самобытной актрисой о новом фильме. И не только...

— Яна, обычно вы ездите на фестивали вдвоем. Судя по тому, что Сигарева нет рядом с вами, он ударными темпами завершает картину...

— Ну да, наносит, так сказать, последние штрихи на полотно. Фильм под названием «Страна Оз» практически готов. Покажем его, скорее всего, в зимние каникулы, сразу после новогоднего угара. Не знаю, оправдаем ли всеобщие ожидания. Сигарев определил стиль фильма как анти-«Елки». Это будет не благостная развлекательная комедия, а по-своему радикальное, провокативное кино. Не случайно от участия в съемках отказались некоторые известные актеры. Мол, как можно участвовать в таком балагане. Но истинно смелые актеры — среди них Инна Чурикова, Александр Баширов, Гоша Куценко, Алиса Хазанова, Дарья Екамасова — с удовольствием поучаствовали в этом необычном фильме.

— Вы, разумеется, в нем снялись?

— Разумеется, снялась. Изначально, правда, планировалось, что я не буду принимать активное участие в этом проекте. Мне была отведена всего одна сцена. Но в процессе написания сценария у Васи вылезла для меня жирная главная роль. Я думаю, он сам не властен над этим. Сигарев всегда честно признается: я не пишу, я записываю. Герои сами к нему приходят, между собой общаются. В результате этого общения в фильме теперь две главные роли. Одну исполняет Андрей Ильенков, соавтор сценария, известный уральский писатель, можно сказать, это его камео. Еще в фильме в небольшой роли снялся Евгений Ройзман, мэр Екатеринбурга, это тоже камео. Ну, а моя роль — не камео. Я играю наивную провинциалку, которая приезжает в большой город в поисках своей мечты. Что-то такое новенькое у меня в этой работе появилось и проявилось. Договариваясь со мной об интервью, вы признались, что побаиваетесь меня, чем, кстати, к себе расположили. Я и правда бываю подчас резкой, взрывной. Так вот, в фильме я играю свою противоположность — человека, который всего и всех боится, который не умеет сказать «нет». Это ведь совсем не в моем характере. Друг нашей семьи, замечательный режиссер Борис Хлебников считал утверждение меня на эту роль заведомым провалом. Но, посмотрев черновой вариант фильма, сказал, что я его сполна убедила. Более того, что только я и могла это сыграть.

— Яна, понятно, что вы любимая актриса Сигарева, однако он снимает раз в два-три года. Но вы же не можете появляться на экране с такими длинными интервалами. Скажите, у вас есть предложения от других режиссеров, вас рвут на части, зовут в Москву?

— У меня хватает предложений, их даже больше чем надо. Потому что я человек, во-первых, ленивый, во-вторых, избирательный. Я могу спокойно сидеть и два года ждать подходящий материал. Не обязательно от Сигарева. Я, кстати, никогда не знаю, что он напишет. И уж точно никогда ему ничего не заказываю. Более того, я время от времени говорю ему: ой, это роль не для меня, давай попробуем найти другую актрису. Я страшно боюсь его подвести и потому в какой-то момент начинаю потихоньку отползать назад. Но в итоге все равно снимаюсь я. И это правильно. Потому что Вася, оказывается, лучше знает меня, чем я себя сама.

Если приходят сценарии от других режиссеров, в которых меня ничего, скажем так, не инфицирует, не заражает, в которых я не «отзеркаливаю», — я не берусь за материал. Это не мои роли, это роли других актрис. И да, приходится опять сидеть и ждать. Иногда это надоедает. Но чаще мне не хватает времени отдохнуть, отойти от предыдущей работы. Съемки у Сигарева закончились уже полгода назад. И мне в ближайшее время надо решиться на одну серьезную роль, на сей раз не у Васи. Но я не уверена, что готова, наполнена для новой работы. А вкалывать в ежедневном режиме, скакать с сериала на сериал — это не по мне. Я начну тогда лабать одно и тоже. Зачем? Когда у меня есть возможность, которую мне обеспечил Вася, посидеть и подождать «свое».

— Мне кажется, вы уже переросли Екатеринбург...

— Ну да, в моем родном городе лично для меня нулевая перспектива. «Коляда-театр» — единственная в городе сценическая площадка, которая достойна обсуждения и даже восхищения. Там ставятся хорошие спектакли, там кипит жизнь. Но поскольку я работала в «Коляда-театре» и из него ушла, то я больше не рассматриваю его как объект приложения своих сил. Я не знаю, что должно случиться, чтобы я пришла и сказала Коляде: «Слушай, возьми меня обратно». Это этап мною пройденный и этап где-то даже негативный.

— Припоминаю, вы, кажется, громко ушли из театра...

— Ну да, я люблю поскандалить. И у меня это получается. Вообще-то я человек до противности правильный. Когда вижу явную несправедливость, я начинаю заступаться даже за незнакомого человека. Не буду вдаваться в излишние подробности, но у Коляды и Сигарева энное количество лет назад случился конфликт. Коляда, по моему разумению, был неправ. Я активно встала на сторону Сигарева, и Коляда был мною послан.

— Двум таким «медведям», как Сигарев и Коляда, не тесно в Екатеринбурге?

— А мы не пересекаемся. Тесно Коляде и Сигареву было в одном театре, из-за этого мы с Васей и ушли. По большому счету в Екатеринбурге в творческом плане ничего активного не происходит. Есть один кинотеатр, который время от времени хорошее авторское кино показывает и проводит фестивали. И есть площадка театральная у Коляды. И это все. Чего им тесниться? Сигарев в случае чего занимает площадку кинотеатра. Коляда — площадку своего театра. У Коляды теперь даже два театра. Так что это ему с самим собой нынче тесно.

— Так, может, вам все-таки уехать в Москву?

— Понимаете, в Екатеринбурге есть важная составляющая для Сигарева — он может писать только там. В нашей берлоге, в своем кабинете, куда я не имею права даже заходить, когда он работает. И для его нормального творческого самочувствия Васе нужно, чтобы мы жили там. Потому что пока он ни разу не писал в другом городе. Я это хорошо понимаю и эти правила принимаю. Ведь в первую очередь я женщина, жена, а уже потом актриса. Я рада, что у нас есть такой тыл. Мы приезжаем в Екатеринбург из наших творческих странствий наполниться, корни свои почувствовать. У нас там друзья, родственники, родные могилы. Лично мне Москва все больше нравится, она мне подходит для жизни, но я не имею права отнять у Васи его екатеринбургский кабинет. Правда, сейчас у Сигарева идут переговоры о постановке спектакля у Олега Павловича в «Табакерке». Если этот проект состоится, то, возможно, он подтолкнет нас к мыслям о переезде.

— Вы не жалеете, что в свое время не закончили театральный институт? Это могло бы расширить ваш диапазон. В принципе, театральная актриса должна уметь играть все...

— Не потому ли у нас так много безликих актрис, у которых не запомнишь ни лица, ни фамилии? У них все «моё» — и в итоге ничего своего. А у меня — конкретно все мое и только мое. Никто не сыграет мои роли. Даже если кому-то придет в голову шальная мысль сделать, скажем, римейк «Волчка», — ничего из этого не получится, уверяю вас.

Я не минуты не жалею, что у меня нет актерского образования. Тем более, что у меня есть диплом об окончании философского факультета Екатеринбургского университета. Поверьте, он для меня гораздо дороже, чем «корочка» с записью «Профессия — актриса». Потому что философом я не родилась. Но я 6 лет изучала труды Канта, Шопенгауэра, других корифеев философской мысли, и тому есть свидетельство — мой диплом. А то, что я родилась на свет актрисой, я знала еще с детских лет. Я уже тогда заявила, что буду лучшей актрисой страны. Что к этому добавил бы диплом театрального вуза? Другое дело, что, снявшись в рукодельных, штучных фильмах Сигарева, Дуни Смирновой, Алексея Федорченко, мне сегодня надо нарабатывать опыт. Мои поклонники и мои маленькие фан-клубы уже ставят мне в укор, что я редко появляюсь на экране. Я думаю об этом, но за все подряд хвататься все равно не буду.

— Но актриса должна быть в работе, в постоянном тренинге...

— Вот мне и мама всегда говорила: «Как же так, Яна, надо много работать». И в театре мне вторили: «Вот пожрешь с наше дерьма, только тогда кем-то станешь». А я не понимала и не понимаю, почему нужно без конца вкалывать, почему нужно разгребать и месить дерьмо, чтобы кем-то стать.

Я, как видите, стала не последней актрисой, не участвуя в низкопробных сериалах и пошлых антрепризах. Причем, сегодня я играю только в тех фильмах, в которых мне по-настоящему интересно сниматься. Мне везет на режиссеров, которые позволяют работать творчески, авторски. То есть, не возражают, чтобы уже на уровне сценария я участвовала в создании роли. Разрешают на площадке поменять текст. Принимают мои предложения, если видят в них перспективные идеи. Я уже избалована этим и не захочу пойти, условно говоря, на завод, чтобы встать к конвейеру. Зачем мне это, когда у меня приемная дома, когда я сама принимаю.

Мне и ваши коллеги, критики, частенько говорят: «Нет, Яна, ты уже не можешь придти в театр рядовой актрисой. Ты можешь явиться только как приглашенный (Яна неподражаемо интонирует) профЭссор». Вот на таких условиях — на конкретную роль, на конкретный спектакль — я готова рассматривать приглашение театра. А придти в труппу, дергаться на подтанцовках — это я уже проходила. И поначалу мне это даже нравилось. И какие-то роли хотелось сыграть, пусть не Офелию. А потом я трезво на себя посмотрела. И начала себя потихоньку тормозить: «Яна, не надо хотеть всего, хотелки не хватит».

— До сих пор вы появлялись на экране в роли этакой разбитной «девушки с Урала». Вам не хочется, к примеру, нарядиться в кринолины, окунуться в прошлые века?

— Я прошла этот период, когда мне этого хотелось, и даже в чем-то похожем участвовала. Но мне в кринолинах чаще всего некомфортно — значит, это с моей стороны ложь. А я не хочу никого обманывать. Да, я девушка с Урала. И эта девушка будет со временем меняться. И будет свои внутренние изменения показывать зрителю. Я другой судьбы актерской себе не желаю. Потому что желаю себе своего собственного пути, а не чужого.

И потом, если честно, я не то что не вижу себя в классике, но я люблю, чувствую и, как мне кажется, понимаю сегодняшнее время. В современности я чувствую себя на месте. А в классике нет. Пусть кто-то скажет, что это огромный минус для актрисы, но я принимаю это как данность, заложенную во мне природой. И правильно, что в театральном институте я прогуливала занятия по сценической речи, потому что это было способом сохранить себя, свой уральский говорок, свою особость. Зачем после этого я буду во все тяжкие пускаться в эксперименты с кринолинами ради сомнительно тезиса, что «актриса должна работать». Ничего и никому она не должна. Она должна делать то, что лучше нее никто сделать не сможет. Играть постоянно Вику, которую многие полюбили по фильму «Кококо», тоже не надо, но периодически что-то в таком роде выпускать на экран придется. Это мое, родное, куда и зачем мне от этого бежать?

Конечно, когда подступит определенный возраст, я хотела бы сыграть Вассу Железнову, я об этом часто думаю. Но Васса — это то, что ложится в круг моих размышлений. А не просто роль «в кринолине», чтобы заполнить образовавшуюся паузу.

— Кстати, о возрасте. Вы находитесь на рубеже 40-летия. Как относитесь к этой цифре?

— Не комплексую. И не надо мне льстить, я уже перешагнула этот рубеж — мне 41 год. Переживания, как ни странно, были, когда мне исполнилось 25 лет. Я думала тогда: все, через пять лет жизнь закончится. Неохота даже вспоминать, какой я была дурой-малолеткой. Как представлю, так вздрогну — только бы не вернуться в тот возраст, только не туда. Я ведь была стихия, а не человек. Вообще без башки. А сегодня мне интересно, что меня ждет впереди. Я недавно похоронила маму, и она мне незадолго перед уходом сказала: «Яна, я так хочу дожить до древней старухи». По жизни получилось, что я закончила университет, в который мама поступила, но недоучилась. Потом были другие начинания, которые я за нее как бы доделывала. И я подумала: может, мне за нее дожить до древней старухи?

Раньше я считала, что люди в годах, — это какое-то недоразумение природы. И что, я буду с этими мамонтами общаться? А сегодня я стала уважительно относиться к возрасту. Нахожу среди стариков много интересных людей, которые знают гораздо больше меня и способны открыть и передать мне свой уникальный опыт. Но сама к старению я пока морально не готова. С морщинами, во всяком случае, активно борюсь. Два раза в неделю обязательно хожу на массаж. И да, я довольна тем, как выгляжу, тем, что у меня происходит в профессии. Но сорокалетних пока не играю. А надо бы начинать.

— Вопрос на засыпку: чувствуете себя сегодня звездой?

— Меня как-то миновал этот страшный этап. Когда случился наш первый с Васей заход в кинематограф, и фильм «Волчок», основанный на моих воспоминаниях детства, произвел некоторый фурор, и на меня посыпались актерские призы, я тогда подумала про себя: вот только сейчас, Яна, не зазвезди, иначе тебе конец. И да, справилась. Ни минуты не ощущаю себя звездой, быстро спустилась с небес на земную твердь. И не пытаюсь возвышаться.

— У вас есть образцы для подражания, кумиры?

— Не являюсь ничьим фанатом, нет у меня такой манеры, но любимые актрисы есть. Это, например, Инна Михайловна Чурикова. Мне посчастливилось вместе с ней поработать в фильме, с которого мы начали разговор. Она поразила меня своим талантом и какой-то молодой отвагой. Люблю роли Людмилы Марковны Гурченко — это фонтан головокружительного мастерства. Из голливудских звезд уважаю Мерил Стрип, многих других.

Я, к слову, легко могу сыграть в манере той или иной великой актрисы, но при этом не позволяю себе их копировать. А под некоторых даже невозможно косить, потому что невозможно понять, как они это делают. Например, меня потрясла Нина Русланова в фильме «Мой друг Иван Лапшин». Я всегда думала и, скорее всего, так оно и было, что Алексей Герман вел в своих фильмах актеров шаг за шагом, жест за жестом, бусинка за бусинкой. А в «Лапшине» возникает ощущение, что Русланова в этом фильме — полноценный создатель, автор образа. Вот и я, не сочтите за нескромность, ищу, взращиваю в себе авторское, личностное начало по отношению к каждой сыгранной роли. Может, поэтому они у меня наперечет. Но зато ни за одну из них мне не стыдно.

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5878
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5557
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

В Государственном литературном музее открылась выставка к 150-летию первого наркома народного просвещения Анатолия Луначарского

: Дина Егорова
Труд
1927 год, Женева. Луначарский на снимке - в центре. Фото: Scherl, globallookpress.com

В Государственном литературном музее открылась выставка к 150-летию первого народного комиссара просвещения Советской России, переводчика, критика и искусствоведа Анатолия Луначарского — одной из самых загадочных...