"МАСКАРАД" В САРАТОВЕ - ВОВСЕ НЕ В ГЛУШИ

Премьера балета в постановке Натальи Рыженко с успехом прошла в Саратовском академическом театре оперы и балета. У балета Хачатуряна необычная судьба. Вряд ли найдется человек, который хоть однажды не слышал знаменитого вальса, лирического ноктюрна и других хачатуряновских тем к "Маскараду" Лермонтова. Эта музыкальная драма была с триумфом поставлена еще до войны в Театре имени Вахтангова.

Сам же Арам Ильич полагал, что оригинальная партитура исчезла: в здание театра попала немецкая бомба и... Лишь после кончины великого композитора Лидия Вильвовская и Михаил Долгополов отыскали нотные тетради, долгие годы бережно хранившиеся в вахтанговском музее. Понимая, какую ценность для мировой культуры представляет эта музыка, они решили написать либретто, но уже не к музыкальной драме, а к балету "Маскарад". Идея пришлась по душе и их соавтору - заслуженной артистке России, балетмейстеру и балерине Наталье Рыженко. Огромную работу проделал здесь композитор, народный артист Армении Э. Оганесян. Один из любимых учеников Хачатуряна, он остался и самым бескорыстно верным. Балет идет в его музыкальной композиции и редакции.
В 80-х Наталья Рыженко с успехом ставила спектакль "Маскарад" в Одессе и Ереване. А потом в вихре перемен балет как-то "затерялся", оказался на время невостребованным.
- Но приходят годы, когда к нам наконец-то возвращаются истинные ценности, - рассказывает мне Наталья Ивановна. - Драма Лермонтова и музыка Хачатуряна стали снова нужны. И сразу два города - Саратов и Самара - попросили меня поставить "Маскарад". Решили начать с Саратовского академического театра оперы и балета...
Работа продолжалась долго. Непросто пришлось и художнице-постановщице Ксении Шимановской - декорации переделывались. Зато и они, и костюмы персонажей, кружащихся под хачатуряновские мелодии, получились оригинальными, какими-то воздушными.
Уже после премьеры художественный руководитель театра, народный артист России, дирижер Юрий Кочнев признался мне, что здорово волновался. Ведь огромная нагрузка в "Маскараде" падает на кордебалет. А он здесь совсем молодой, даже юный - в спектакле заняты и 15-летние ученики хореографического отделения Саратовского училища искусств. Представляю, сколько пришлось "вкалывать" балетмейстеру. Наталья Рыженко ввела в балет и хоровое пение - к этому располагала музыка Хачатуряна. Но уж тут-то все шло гладко: как-никак свои традиции опера в Саратове ведет с начала аж XIX века.
А главной сугубо балетной удачей "Маскарада" я бы назвал, наверное, две женские партии. Нина, жена Арбенина, в интерпретации народной артистки России Л.Телиус кротка, нежна и, это чувствуется с первых па, с первого вальса, страшно уязвима. Телиус танцует в театре долгие годы, оставалась верна ему и в трудные времена. Вместе с балетным отточенным мастерством приходило и мастерство чисто драматическое, столь явно проявившееся в роли страдающей Нины. Баронесса Штраль в трактовке молодой В. Шариповой сначала игрива, а затем коварна, беспощадна. И тут приходит на ум Черный и Белый Лебеди из "Лебединого озера". Нина по воле художницы Шимановской все время в белом, ее губительница баронесса Штраль - естественно, в черном. Исполнители мужских партий все же не вполне дотягивают до уровня своих партнерш. Зато прекрасно звучит оркестр театра, тонко ведомый дирижером М. Тургумбаевым. Ведь музыка Хачатуряна, любимая, узнаваемая, в то же время очень сложна. Тут важно не впасть в крайность, не скатиться в примитив. И дирижеру с оркестром это удалось.
Премьеры идут с аншлагами. Около тысячи мест в немаленьком Саратовском академическом, и все билеты раскуплены. "Маскарад" вернулся к зрителю. Быть может, уже к весне, к Собиновскому фестивалю, в Саратове, как надеется директор театра И. Кияненко, увидят и версию балета в исполнении гостей из Самары. Самарцы станцуют ведущие партии вместе с артистами Саратова. Для "Маскарада", Хачатуряна, да и для всего балетного искусства понятие "провинции и глуши" не существует.