Руководство РФ взяло курс на повышение доли засекреченных статей государственного бюджета. По подсчетам эксперта Института Егора Гайдара Василия Зацепина, в ближайшие три года в засекреченные статьи уйдут примерно 9,68 миллиардов рублей. А к 2016 году доля бюджетных расходов, идущих на «секретные» статьи, составит 24,8%, то есть – 4,06 триллиона рублей.
Специалисты отмечают, что в период с 2005 по 2011 годы секретная часть российского бюджета составляла около 11,2%. Тогда же увеличение расходов по закрытым статьям соответствовало динамике бюджета в целом.
Однако в ближайшие несколько лет картина должна принципиально измениться: при росте государственных доходов на 7% в год доля секретных расходов будет ежегодно увеличиваться почти на треть.
Чем ЖКХ хуже «оборонки»?
В текущем году на тайные цели государство направило каждый седьмой рубль. В 2015-м на финансирование закрытых статей будет направлена 1/6 расходов, а в 2016 году – четверть.
Финансисты отмечают: ситуация выглядела бы вполне понятной, если бы рост засекреченных расходов укладывался в рамки увеличения общих расходов на оборону и спецслужбы. Эти данные обществу действительно следует знать не всегда. Однако на этот раз рост закрытой части расходов не объясняется увеличением гособоронзаказа.
Как рассказал журналистам Василий Зацепин, в следующем году власти намерены засекретить 22,7% расходов на ЖКХ, хотя само это направление финансирования сокращается на треть. Доля секретных расходов в сфере «Национальная экономика» увеличилось с 0,4% в 2007-м году до 5,2% в 2014-м. Научные исследования в области экономики ранее были секретными на 5,2%; в перспективе же этот показатель увеличится до 23%. Аналогичная ситуация наблюдается даже в разделе «санаторно-оздоровительная помощь» и ряде других вполне гражданских сфер.
Всему виной милитаризация?
Впрочем, есть специалисты, которые настаивают, что рост секретности бюджета связан с опережающим ростом расходов на оборону и безопасность. Суммарно на две этих статьи тратится 30% госказны.
«Помимо гособоронзаказа есть еще госпрограмма развития оборонно-промышленного комплекса: стоимость обеих — 24 триллионов рублей до 2020 года. За три следующих года расходы на оборону возрастают на 60%, на безопасность — на 2,2%. Часть оборонных расходов перенесена с 2014 года на 2016-й год, и резкий рост доли секретных расходов в 2016-м может объясняться еще и этим», – полагает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.
Этой же точки зрения придерживаются и в Минфине. Высокопоставленный чиновник этого ведомства на условиях анонимности сообщил газете «Ведомости», что в обеспечении безопасности государства задействованы сейчас 49 ведомств, которые самыми разными способами используют выделяемые им средства. При этом по желанию руководства этих структур распределение денег может быть засекречено. К закрытым статьям, в частности, могут быть отнесены средства, выделяемые не строительство жилья для сотрудников: так могут появляться закрытые расходы по разделу ЖКХ.
Перетягивание финансового одеяла
По мнению третьей группы экспертов, рост секретности бюджета объясняется борьбой структур за сохранение своего финансирования. Этой позиции придерживается член Экономической экспертной группы Александр Суслин. «В закрытой части «гражданских» статей могут оказаться и не секретные расходы, а нераспределенные ассигнования — чтобы потом их не сократили», – предполагает экономист.
В нынешнем году российское правительство объявило о проведении «бюджетного маневра». В рамках этой стратегии власти не только решились на серьезную ломку пенсионной реформы, и но и сократили везде, где смогли, расходы на выполнение ранее утвержденных программ. В частности, был заморожен рост зарплат военным и госслужащим. «Запирая» выделенные средства в секретные статьи, – отмечают эксперты, – руководители ведомств создают для себя «подушку безопасности», которой затем смогут относительно свободно распоряжаться.
Почти как у американцев
Обозреватели отмечают, что в общем и целом российский бюджет довольно открыт и прозрачен. В прошлом году РФ вошла в десятку стран мирового рейтинга «Открытый бюджет» (Open Budget Index), набрав 75 из 100 возможных баллов. Впрочем, по сравнению с другими лидерами того же списка, у которых засекреченные статьи составляют от 1% до 3%, российский бюджет является одним из самых засекреченных – 8%.
Любопытно, что похожие показатели имеются у американского бюджета: порядка 8% расходов находятся в закрытых статьях, 17% государственных трат уходит на оборону и полтора процента – на разведывательные службы. Впрочем, в отличие от РФ, власти США взяли курс на сокращение оборонных расходов: к 2016 году их доля должна снизиться до 15%, а следовательно, понизится и уровень секретности бюджета.