Этот снимок сделан два дня назад в Москве на Минской улице. Обычная история: джигит-таксист на полном скаку въехал в грузовик, который затормозил для поворота. Таксист и его пассажир в больнице. Тут самое время вспомнить, что совсем недавно мэр Москвы Сергей Собянин предложил узаконить требование работать в такси только с российскими водительскими правами.
Об этом мэр в своем блоге написал так: «Пока же этого нет, агрегаторы могли бы указывать в мобильном приложении, какие права у водителя, который берет заказ. Тогда сами пассажиры смогут решать, хотят они ехать с водителем, у которого права не наши, или нет».
Из чего могу сделать вывод: столичный градоначальник озаботился качеством предоставляемых услуг такси. Увидел то, что давно заметили москвичи. А поводов для тревог действительно немало. Потогонная система работы, обман водителей со стороны агрегаторов и таксопарков, допуск к управлению водителей без элементарных навыков вождения, культуры, знания языка — а в итоге некачественное обслуживание, хамство, а порой и преступления.
Сам я перестал пользоваться такси систематически после того, как посланец Средней Азии за рулем московского такси покрыл меня матом в ответ на мой закономерный вопрос, почему мы поехали в прямо противоположную от указанного адреса сторону.
Не так давно, возвращаясь из отпуска глубокой ночью, в аэропорту Домодедово я попытался все-таки воспользоваться услугами такси. Обратившись к мобильному агрегатору, получил отказ: «В данном месте сервис не предоставляется». Зато заполонившие аэропорт и привокзальную площадь люди компании Gett предлагали довезти за 3 тысячи рублей, «Яндекс. Такси» — за 2,5 тысячи. Притом что средняя рыночная стоимость такой поездки — 1,5 тысячи.
Я переговорил с двумя таксистами, приехавшими на заработки из Киргизии и Таджикистана. В один голос они жаловались на агрегаторов и таксомоторные компании, забирающие 40% выручки. А еще аренда, бензин и прочее. «Порой приходится работать в минус, водители озлоблены», — сказал мне один. «Для того чтобы заработать, приходится находиться за рулем по 300 часов в месяц. Там же мы спим и едим, потому что денег на аренду жилья не хватает», — поделился другой.
Стоит ли потом удивляться, что так часто люди за рулем авто с шашечками забывают затормозить перед стоящим на пути автобусом или перед пешеходной зеброй?
Я уж не говорю о том, что отсутствие навыков вождения в городе у рекрутированных в таксисты южных гостей, низкая культура и географический кретинизм замедляют движение, делает его хаотичным и опасным.
Так что требование российских водительских прав — дело правильное, хотя и явно запоздалое. К тому же они могут права и купить, но разве наличие «корочки» прибавит им навыков и опыта? Здесь требуются комплексные и продуманные решения. Не помешали бы консультации с экспертами, обращение к зарубежному опыту.