Глава министерства финансов Франции Мишель Сапен опроверг сведения, опубликованные накануне изданием Canard enchaine – о том, что убытки страны от непоставки России двух вертолетоносцев типа «Мистраль» составят больше двух миллиардов евро. По словам Сапена, сумма выплаты за расторжение контракта не превысит одного миллиарда.
«Это иногда случается с Canard – предоставлять неточную информацию, - заявил министр. – Все цифры будут предоставлены, они будут прозрачными. Вы меня спрашиваете, будут ли это два миллиарда. Я вам отвечаю, что нет: эти цифры будут менее одного миллиарда».
Документ по расторжению контракта французский совет министров рассмотрит до конца августа, добавил Сапен.
Плюс-минус 1,2 миллиарда евро
Известно, что Париж уже перечислил Москве некоторую сумму. Прекратить действие соглашения о строительстве и поставке «Мистралей» Россия и Франция договорились на прошлой неделе. После возврата российского оборудования, которое было установлено на вертолетоносцы, Франция сможет самостоятельно распоряжаться кораблями.
При этом величина перечисленной Парижем суммы официально не была озвучена. Ранее в качестве аванса от России Франция получила 1,2 миллиарда евро, и министр обороны Жан-Ив Ле Дриан заявлял, что «обратная» выплата по расторжении контракта не превысит этой суммы.
Однако авторы популярного сатирического еженедельника Canard enchaine накануне опубликовали другие цифры. В статье «Елисейский дворец скрывает счета по Mistral» журналисты утверждали, что ущерб Франции от отказа поставлять «Мистрали» может дойти до 2,4 миллиардов евро.
Платить придется и своим, и чужим
Материал был проиллюстрирован двумя карикатурами. Обе изображают французского президента Франсуа Олланда: на одной он провожает взглядом уносимые ветром банкноты, а на другой – беседует с египетским президентом Абдель-Фаттахом ас-Сиси, стоя на мостике корабля, идущего по Суэцкому каналу. «Так и вижу в этом чудесном местечке корабли «Мистраль», - заявляет карикатурный Олланд. Кстати, у меня есть парочка в загашнике».
Обозреватели Canard enchaine отмечают, что Париж успел выплатить Москве только аванс за вертолетоносцы, однако счет существенно возрастет из-за компенсации, которая причитается России за понесенные ею убытки. Российский экипаж в составе 400 человек полтора года готовился к службе на «Мистралях»; к тому же, российская сторона производила оборудование для работы кораблей в составе ВМФ и занималась подготовкой 32 вертолетов К52 к службе в качестве палубных машин.
Весомые средства, по подсчетам обозревателей, Парижу придется выплатить и собственно французским верфям, занимавшимся строительством кораблей. Конструкторы компании DCNS должны были получить 350 миллионов евро; пока из них выплачено менее трети. А верфи STX в Сен-Назере рассчитывают на 600 миллионов евро.
Наконец, придется заплатить и за простой кораблей в порту Сен-Назера: в месяц на содержание обоих «Мистралей» тратится около пяти миллионов евро.
Куда поплывут вертолетоносцы
Много вопросов вызывает и дальнейшая судьба кораблей, которые по соглашению с Россией получили названия «Владивосток» и «Севастополь». Кому они достанутся, в какой точке мира будут нести службу? Эксперты уже отметили, что если правительство Олланда договорится о продаже кораблей союзникам по НАТО или другим странам, использующим западную военную технику, то на обоих «Мистралях» придется проводить работы по адаптации электроники и приведению ее к натовским нормам. Такая переделка, по предварительным подсчетам, обойдется в 200 миллионов евро.
Ранее глава минобороны Жан-Ив Ле Дриан заявлял, что возможностью приобретения «Мистралей» интересуются сразу несколько стран. «Да их немало», - добавлял министр. Наиболее вероятными кандидатами на владение вертолетоносцами аналитики называли Египет и Саудовскую Аравию. Однако ни то, ни другое государство пока не выразило по этому поводу конкретных намерений.
Отметили обозреватели Canard enchaine и еще один важный нюанс: российская сторона в порядке выполнения договора по «Мистралям» получила подробнейшую документацию по вертолетоносцам, которую теперь легко может использовать для проектирования и создания собственных кораблей. При этом Москве не придется дополнительно тратиться на лицензии.