Новый театральный сезон еще толком не начался, а громкий театральный скандал уже грянул. Не успел худрук Театра имени Гоголя Сергей Яшин на сборе труппы озвучить планы на ближайшее будущее, как буквально назавтра был отправлен в отставку руководителем департамента культуры Москвы Сергеем Капковым. А на место Яшина в тот же день и час был назначен популярный в театральных кругах режиссер Кирилл Серебренников.
Разумеется, департамент имеет право на кадровые перестановки, но почему это радикальное решение, если оно давно назрело, нельзя было осуществить в конце минувшего сезона, или грядущей осенью, или с нового года? Тем более что Серебренников в эти дни отбывает по творческим делам в Германию и вернется в Москву только в октябре. А до этого обезглавленный театр должен в плановом порядке играть заявленные в афише спектакли...
Не стану скрывать: вялотекущий кризис в Театре Гоголя имеет место. Это не самая посещаемая театральная площадка в Москве. По итогам прошлого года зал на 700 мест заполнялся на треть. Здесь давно не было спектаклей, которые становились событием московской сцены, участвовали в престижных фестивалях, претендовали на театральные премии. Все так. Но, во-первых, из 88 московских театров событийные спектакли, на которые ломятся зрители и которыми восторгаются критики, поставляют от силы пять-десять коллективов. И среднедобротный, профессионально крепкий Театр имени Гоголя в этом смысле ничем не хуже, скажем, Театра Сатиры, МХАТа имени Горького и еще десятков других театров, которым, кстати, куда больше повезло с дислокацей: они не находятся на задворках такого «культурного» центра, как Курский вокзал.
А во-вторых, продуманное кадровое решение должно иметь целью улучшение театра, его репертуарной политики, всей его жизнедеятельности, а не коренную ломку театрального организма «до основанья». Но именно такая судьба, похоже, и ждет Театр имени Гоголя.
Как можно понять по отрывочным репликам Кирилла Серебренникова в печати и «Твиттере», он не намерен строить репертуарный театр, а собирается превратить доставшуюся ему сцену в экспериментальную площадку по типу так называемых резиденций. То есть под одной продюсерской крышей здесь на равных правах будут сосуществовать несколько независимых компаний: «Седьмая студия» самого Серебренникова, компания Владимира Панкова «Саундрама» и костромская (?!) компания современного танца «Диалог-данс». Не исключены и зарубежные театральные компании. Другими словами, театр-дом, каким в России традиционно был репертуарный театр, планируется, по образному выражению одного моего коллеги, переоборудовать в коммунальную квартиру. Но чем тогда новый театр будет отличаться от заурядного концертного зала?
Это оказалось непонятно и актерам Театра имени Гоголя, которые написали письмо на имя президента России с требованием пересмотреть принятое кадровое решение. И добавили, что с Кириллом Серебренниковым, который, по их мнению, осуществил рейдерский захват театра и который в своем творчестве якобы оскверняет принципы Станиславского, работать не хотят и не будут. Серебренников ответил актерам примерно такой же любезностью, обозвав театр заплесневелым и затхлым, в котором пахнет борщом.
Для меня во всей этой истории очевидно: Сергей Яшин при всех его былых заслугах (народный артист, профессор, лауреат премии мэрии Москвы) больше театр возглавлять не может. Но и яркий режиссер-новатор Кирилл Серебренников, театральные и особенно кинематографические работы которого («Изображая жертву», «Юрьев день») я очень ценю, как мне кажется, не имеет права строить свое будущее на обломках не им созданного театра, на драме коллектива. Если он считает иначе, то Гоголь, стоявший у истоков русского репертуарного театра, ему судья.