Главная Культура 00:45 14 Июля 2011 7599
Вячеслав Добрынин: «Я нормальный мужик, без рюшечек!»
Певец рассказал «Труду-7», почему никогда не сбреет бороду
Антонина Ваганова

«Не сыпь мне соль на рану», «Колдовское озеро», «Ах, какая женщина», «Я боюсь твоей любви», «Пропадаю», «Упала с неба звезда» — кто не слышал этих хитов Вячеслава Добрынина? Корреспондент «Труда-7» отправилась к певцу и композитору домой, чтобы узнать, как сегодня складывается его повседневная жизнь.

Несчастная любовь всегда актуальна

— Вячеслав Григорьевич, когда-то вы сказали начинающему Игорю Матвиенко: «Реши для себя, для кого ты пишешь — для народа или для знатоков». Чем отличаются песня, которая для масс, и музыка для интеллектуалов — ритмами, темами?

— С самого начала, как я стал создавать песни, решил для себя: уж коли взялся писать для людей, нужно, чтобы эти люди песню приняли, чтобы она стала частью их жизни, чтобы ее хотели петь за столом. Я — за то, чтобы музыка была более доступной. Сам всегда старался сочинял музыку, которую через 10 минут после того, как услышишь, можно спеть и наиграть. Темы? Нужно сказать, грустные песни народу всегда были ближе. Несчастная, неразделенная любовь всегда будет актуальной. Но не все придерживаются подобной точки зрения. Наш великий Альфред Шнитке песню как жанр презирал.

— Презирал? Почему?

— Считал, что шлягер, хит — это обидные слова для музыканта, что музыка — это нечто многогранное, многослойное, сложное, звуки проникают в клетки человека и делают его тоже глубоким, мощным. Ну, а я, наоборот, считаю, что если человеку хорошо, то он должен быть простым, доступным, легким в общении. Причина, наверное, в том, что я люблю народную музыку, я вырос на ней и много исполнял. В русские песни влюбился еще в детстве. Я ведь баянист по образованию. Эта растяжка мехов, с правой руки — мелодия, с левой — аккомпанемент в басах. Красота! И звук у баяна проникающий, со щепкой, с лучинкой.

Что касается Игоря Матвиенко, он работал у меня клавишником. Он, кстати, все время слушал другую музыку — джазок. Там, наоборот, сложная форма является признаком качества. В песне ведь как? Запев, припев. А сложные композиции труднее запоминаются с точки зрения простого обывателя. Это другой жанр. Получилось, что мы с Матвиенко оказались по разные стороны музыкальных баррикад. Считаю, что Матвиенко нечему у меня было учиться, он всегда был талантливым композитором. Просто он искренне удивлялся: все, что я ни напишу, почему-то становится хитом. Он хотел понять «секрет», показывал мне свои сочинения.

«Заабатывал бешеные деньги»

— Что вы ему советовали?

— Говорил: «Слова этой песни требуют простоты, а ты под „солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит“ делаешь почти симфонический подклад. Одно другому мешает, оно просто не совмещается». Он искал, разочаровывался, пробовал. А сегодня его «комбаты», «атасы» и прочие песни очень популярны. На мой взгляд, Матвиенко подвластна любая форма.

— А вы не пробовали сочинять не только ресторанную музыку?

— Я могу и сочиняю такую музыку, но только для себя. Все это есть в моем загашнике. А насчет ресторанной песни… На мой взгляд, это высший комплимент для композитора, когда его песни исполняют в ресторанах. Значит, эту музыку полюбили в народе, люди даже готовы платить свои кровные деньги за ее исполнение! В советское время благодаря авторским отчислениям я получал огромные деньги. Песни молодого Добрынина пели везде, по всему Союзу. Когда я получал гонорар, не мог понять, откуда такие деньжищи. Спрашивал: «Покажите, где заказывают мои песни?» — «Везде! Это и Дальний Восток, и север, и юг…»

Когда стала популярна «Прощай, от всех вокзалов поезда уходят в дальние края», мне рассказывал нефтяник из Тюмени: «Я зашел в ресторан, а там 20 раз исполняли эту песню в течение вечера». Один музыкант из Магадана поведал мне, что на одной только этой песне он заработал на первую «копейку». Эту музыку заказывали постоянно! Композиторы, которые говорили, что ресторанная музыка — это плохо, просто мне завидовали! Что странно: я же не завидую космонавту, если у него здоровье прекрасное и он полетел в космос!

«Отрастил волосы под «битлов»

— Поговаривают, что вы и сами пели в ресторанах…

— Совершенно верно. Я в ресторане проработал три года. Пел «Битлз», рок-н-ролл. Надо сказать, на меня ходили специально.

— Вы сказали, что изначально были влюблены в русские народные песни. Но потом сменили свои пристрастия на западную музыку?

— Да, потом я увлекся «Битлз». Но… Почему сменил пристрастия? Их музыка, особенно на первых порах, была проста и основывалась на шотландских народных элементах, на волыночных мелодиях.

— Подражали «битлам»?

— Конечно! Чтобы быть похожим на «битлов», я отрастил волосы. Носил, как они, туфли на высоченных каблуках. Мы объединялись в ансамбли, играли их песни. Если Белинский говорил, то мы все вышли из «Шинели» Гоголя, то я могу сказать смело, что все поколение 70-х вышло из рок-н-ролла и «Битлз». После того как мы пели их песни, появлялось желание создать что-то такое свое, но не на английском, а на русском языке.

— Как отреагировала публика на ваши первые музыкальные опыты?

— Публика — хорошо. А вот старшие коллеги… (Вздыхает.)

— Маститые композиторы приняли молодого выскочку в штыки?

— Когда я только начал писать свои первые песни, наши мэтры показывали на меня, Антонова и нам подобных композиторов пальцем и говорили, что это западная музыка, заимствование, оно не советское, аморальное и безнравственное, не подходит советской молодежи. Все не так, как нам завещал Дунаевский, Богословский, Долматовский. В общем, все те, чьи фамилии оканчиваются на «ский».

— Ну, а вы что заявляли в ответ на эти нападки?

 — Я говорил: «Хорошо, но почему тогда существует анекдот: «По радио объявляют: «Вы слушали песни советских композиторов. А теперь послушайте музыку»? Нам, молодым, очень-очень нравилась эта шутка.

В звании доктора

— Вячеслав Григорьевич, сколько вы написали песен в общей сложности?

— Трудно сказать. Около тысячи…

— Ого!

— Не могу сказать, что все они были какими-то шедеврами, которые народ пел с утра до вечера. Некоторые композиции были предназначены для того, чтобы прозвучать, например, в телевизионной программе. Были заказные песни… А что делать? Жить нужно было на что-то. Как говорил Пушкин, не продается вдохновенье, но можно рукопись продать. Абсолютно точно!

— Вас называют Доктор Шлягер. В чем смысл этого звания?

— Доктор лечит медикаментами, а Добрынин врачует своими песнями. Доктором Шлягером меня назвала одна журналистка, оттуда все и пошло. Помню, у меня были концерты в Киеве во Дворце спорта. Каждый день — аншлаги по 10 тысяч человек. После одного из выступлений ко мне подошла женщина: «Вячеслав, я была очень больна, но постоянно слушала ваш „Синий туман“, и мне становилось легче, здоровье пошло на поправку». Я очень горжусь этим. Положительные эмоции действительно творят чудеса. Если я кому-то доставляю радость песнями, то счастлив. Живу не напрасно! И мне не стыдно за свою работу.

Два высших

— Вячеслав Григорьевич, мало у кого на нашей эстраде есть два академических образования…

— Да, я человек достаточно образованный на фоне сегодняшних наших артистов. У меня музыкальное и университетское образование. Окончил исторический факультет МГУ. Это здорово расширило мой кругозор, дало уверенность в себе.

Я доволен тем, что воспитывался в атмосфере, где нужно было проявлять свои настоящие профессиональные качества, иначе ты не был конкурентоспособным. А сегодня все в равном положении. И я, и какой-нибудь сопляк, который даже не знает и одной сотой того, что я знаю. Добрынин — уже отстой для кого то, может быть. Но меня это совершенно не волнует, потому что своя публика у меня есть.

— Вы не так часто появляетесь в новогодних огоньках, телевизионных популярных шоу. Почему?

— Я считаю, это неприлично — ходить с одного канала на другой, везде петь одно и то же. Нельзя быть в каждой бочке затычкой. Нужно почаще вспоминать о действительно легендарных людях, которые были в нашей музыке, а не переливать из пустого в порожнее. Вы посмотрите наше телевидение — одни и те же персоны на каждом канале!

— Я слышала, что женщины на ваших концертах едва ли не впадали в транс…

— Одна дама даже разделась во время моего концерта и побежала по залу, настолько ее свели с ума мои песни. (Смеется.) Но ее вывели охранники. Я всегда был окружен поклонницами, меня постоянно называют дамским угодником. Но я от этого звания и не отказываюсь. Хотя в браке, в отличие от других артистов, побывал всего два раза. И бывшую, и нынешнюю жену, кстати, зовут Иринами. Судьбоносное имя!

«Я — американский дедушка»

— Чем занимается ваша дочь от первого брака?

— Катя окончила ВГИК, она актриса, сыграла в сериале «Клубничка» и еще в нескольких фильмах. Сейчас она живет с мужем, режиссером Шейном Макгаффи, в США. У меня двое замечательных внуков — Соня, ей 11 лет, и Сашенька, ему 4. Так что я уже дважды дед. Причем американский. Кстати, когда-то я написал музыку к фильму с названием «Американский дедушка» и даже сыграл в нем.

— Вы много лет придерживаетесь одного и того же имиджа. У вас никогда не возникало желания сбрить бороду, покрасить волосы, как это делают многие поп-артисты?

— Никогда не буду заниматься подобной ерундой. Меня вполне устраивает моя внешность — нормальный мужик, без всяких рюшечек-бантиков. Волосы пусть красят женщины и сами понимаете кто. Что касается бороды, то небритость у меня появилась после определенных жизненных обстоятельств.

— Развод с первой женой?

— Нет. Смерть мамы. Я сам едва не умер, когда ее не стало… Очень тяжело, просто драматически переживал ее уход. Для мамы я всегда был большим ребенком — так, как она меня любила, никто меня не любил, да и не мог любить. Когда мамочки не стало, я забросил все, впал в депрессию и бриться тоже перестал. Потом прошло время, стал возрождаться. Но бороду оставил.

— Я правильно понимаю, что ваша настоящая фамилия — Петросян?

— Петросян — это фамилия моего отца. Мою маму зовут Анна Ивановна Антонова.

Она познакомилась с папой во время Великой Отечественной войны на фронте. Зарегистрировали их брак прямо в военно-полевом загсе. Войну они закончили в Кенигсберге вместе.

Потом мама отправилась в Москву. Тогда она еще даже не знала, что беременна мною. А отец как кадровый военный поехал на войну с Японией.

Впоследствии он вернулся в Армению. Я папу не видел ни разу в жизни. От него мне досталась только моя армянская внешность.

А фамилию Добрынин «подарили» родственники по маминой линии.

Наше досье

Вячеслав Добрынин родился в 1946 году в Москве. Эстрадный певец и композитор, народный артист России, заслуженный деятель искусств РСФСР, трехкратный обладатель премии «Овация», лауреат премии им. И. Дунаевского, лауреат 15 телевизионных фестивалей «Песня года». В детстве Добрынин носил фамилию матери Антонов, но взял псевдоним, так как на эстраде уже был популярен артист Юрий Антонов.

Неоднократно становился лауреатом конкурсов и фестивалей («Юрмала», «Ялта», «Братиславская лира», «Золотой Орфей», «Зелена Гура»). 27 сентября 1998 года на «Площади звезд» у ГЦКЗ «Россия» заложили именную плиту В. Добрынина. По состоянию на 2011 год написал около 1000 песен, выпустил 17 музыкальных долгоиграющих альбомов, 12 миньонов и 19 компакт-дисков.

Женат, супруга Ирина — архитектор.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9463
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7163
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?