Сегодня исполняется 91 год со дня рождения самого популярного в истории марксиста — вечного революционера, беспощадного партизана. Хотя мода на революционную романтику давно ушла с крахом социализма и развалом СССР, но Эрнесто по-прежнему присутствует на миллионах маек и даже в некоторых умах.
Образ борца за справедливость, последнего альтруиста мировой революции, мученика, погибшего в далеком 1967-м, жив и поныне. Человек в берете стал всемирным торговым брендом. Тем более, роялти платить некому — революционеры денег не берут, майки с портретами никто не патентует.
Достаточно набрать в поисковой строке «Че Гевара», как интернет выкинет десятки упоминаний о нем в привязке к сегодняшним событиям. «Восстановительные работы на дороге Че Гевары в южноафриканском Дурбане не помогли — дорога после наводнения разрушается». «Знаменитый индийский журналист Гопинат, который интервьюировал самого Че Гевару, умер в возрасте 88 лет». «Агентство Пренса Латина, основанное по инициативе Фиделя Кастро и Эрнесто Че Гевары, отмечает 60-летие». «Умерший джихадист Абдель Аль-Сарут — смесь Пеле, Фредди Меркьюри и Че Гевары»...
Команданте стал основоположником устойчивой теории чегеваризма, востребованной и сегодня в развивающемся мире. Сам Эрнесто, бесспорно, был романтиком, хотя и страшно жестоким с теми, кого причислял к врагам революции. Че считал Сталина «великим марксистом» и подписывался «Сталин-II». Он мечтал разжечь пожар Мировой революции. Считал, что все жертвы оправданны, «когда на кону судьба человечества». «Создать два, три: много Вьетнамов — вот наш лозунг», — писал он товарищам.
Че Гевара, видевший своими глазами, как уничтожают тех, кто пытается противостоять диктату американских корпораций в Конго, Гватемале, Кубе, Боливии, Перу, исходил из того, что не угнетенные народы начали эту войну. А если не сражаться, то тебя уничтожат...
Удивительно, но революционная проповедь Че Гевары и спустя полвека выглядит актуальной. Neue Zurcher Zeitung в канун дня рождения Че Гевары вспомнила про существование в благополучной Швейцарии его фаната, своего соотечественника — профессионального революционера и автора бестселлеров Жана Циглера. Этот 85-летний популярный писатель, сочетающий в себе статус советника комитета ООН по правам человека, профессионализм социолога и левацкую идеологию, до сих пор успешно пропагандирует идеи Че на Западе. Живет он не в палатке, а в шикарном доме на границе с Францией с видом на Монблан, что не мешает ему разоблачать империалистические язвы европейского общества.
Еще студентом Циглер знакомится в Париже с Жаном-Полем Сартром, перевернувшим его сознание. Пускается во все тяжкие и в итоге оказывается на Кубе, где в составе бригады добровольцев рубит сахарный тростник. Там он сходится с Фиделем и Че Геварой. А когда кубинским вождям в 1964-м понадобился свой человек в Женеве, выбор пал на Циглера. Он был даже готов работать в качестве личного шофера министра промышленности Гевары, когда тот заезжал по делам в финансовое логово империалистов. Именно тогда команданте отсоветовал швейцарцу ехать добровольцем к партизанам в Боливию. Сказал Циглеру: «Здесь мозг зверя — и ты должен воевать здесь!»
Что тот и делает до сих пор, несмотря на то, что война вроде бы давно закончилась. Циглер говорит: «Че спас мне жизнь и указал путь». Друг Че Гевары стал профессором социологии в Женеве, 28 лет представлял в Национальном совете социал-демократов. Но главное его оружие — книги, которые, как пишет Neue Zurcher Zeitung, производят эффект взорвавшейся бомбы. «Швейцария — выше всяких подозрений», «Швейцария отмывает чище», «Швейцария, золото и мертвые» — уже по заглавиям понятно, с какой яростью продолжает Циглер бороться с миром капитала, этим всемирным злом. Мир, чтобы уцелеть, должен измениться, причем быстро, если надо, то и с применением насилия, заявляет в интервью наследник Че Гевары.
В его возрасте революционные идеалы обычно рассеиваются, как туман, но Циглер готов бросаться камнями в своем стеклянном доме с видом на Монблан. Такова сила обаяния сегодняшнего именинника по имени Че.