Российская миграционная политика продолжает радовать граждан неожиданными поворотами и неординарными решениями. Так, руководитель Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский сообщил прессе, что в РФ могут быть созданы специальные центры для содержания нелегальных мигрантов.
Тюрьмами, по словам Ромодановского, эти заведения назвать будет нельзя. Тем не менее, попавшие в них гастарбайтеры будут лишены права свободно передвигаться по стране. При этом, – отметил глава ФМС, – в центрах будет организовано питание, охрана и содержание людей. Создание таких центров Ромодановский назвал сложным процессом, который наверняка потребует изменения законодательства.
«Нонеча не то, что давеча…»
Обозреватели моментально отметили, что у заведений, о которых говорит глава ФМС, есть абсолютно понятная историческая аналогия. В двадцатом веке такие учреждения назывались просто и незатейливо: концлагеря.
Правда, в отличие от аналогов былого времени, эти центры не будут приносить никакой прибыли. Наоборот: их строительство, содержание и эксплуатация ляжет очередным финансовым бременем на плечи российского бюджета. Федерального или региональных – вопрос пока не решенный.
Находясь за заборами тюремно-санаторных учреждений, нелегалы будут дожидаться «возможности вернуться к себе на родину». А оплачивать «ожидание», равно как и зарплаты сотрудников ФМС в этих центрах, как нетрудно догадаться, предстоит российским гражданам, исправно платящим налоги.
Отвечая на вопрос, почему необходимо изолировать гастарбайтеров от коренного населения, Ромодановский осторожно упомянул два аспекта. Первый – количественный рост трудовых мигрантов. По словам федерального чиновника, за последние годы количество мигрантов, въезжающих на территорию РФ, увеличилось на треть. Половина из них прибывает из стран Средней Азии.
Кроме того, изменилось и качество приезжих: «Это уже не та категория, которая жила в Советском Союзе, они родились позже. Безусловно, эти люди менее подготовлены для общения с нашим населением, есть и языковые проблемы, и профессиональные. И они приезжают сюда в условиях безвизового режима. Будучи неподготовленными к жизни в нашей стране, ведут себя по-своему. Создают проблемы не только для нашего населения, формируя соответствующую реакцию россиян, но и для своих же сограждан, которые здесь востребованы», – пояснил Ромодановский.
Бесправные азиаты нужны России
Согласно недавно оглашенным данным ФМС, в РФ проживают около 16 миллионов гастарбайтеров. Больше половины из них – нелегалы. Большинство «трудовых» мигрантов сосредоточены в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. При этом на их счет приходится почти половина насильственных преступлений в столичном регионе. Значительная часть гостей с юга нигде не работают.
Также граждане среднеазиатских республик являются главными поставщиками героина в на территорию РФ. 60% этого наркотика поступает В Россию через Таджикистан, остальные 40% – через Узбекистан, Киргизию и Казахстан. Перевозится порошок обычно в желудках «трудолюбивых» мигрантов. Наконец, по данным главного санитарного врача Геннадия Онищенко, значительная часть гастарбайтеров являются носителями туберкулеза, ВИЧ-инфекции и венерических заболеваний.
Тем не менее, российские власти упорно не хотят закрывать южную границу. По мнению некоторых обозревателей, это связано с геополитическими амбициями Москвы, которая таким образом покупает лояльность среднеазиатских режимов, давно превративших демократические процедуры в фарс, а экономическую политику – в откровенный грабеж собственного населения.
Впрочем, у миграционной политики есть и определенный социальный заказ: приток бесправных и дешевых работников выгоден российскому бизнесу и особенно чиновникам. Живущие в постоянном страхе депортации, необразованные азиаты являются прекрасным объектом для манипуляций – от присвоения зарплат до использования в качестве «голосующего быдла».
Более того: в закрытии государственной границы объективно не заинтересованы и органы, призванные на первый взгляд бороться с нелегалами. Так, предложенная Ромодановским идея строительства центров, – отмечают обозреватели, – была бы просто не нужна, если бы при пересечении границы с каждого гастарбайтера взимался депортационный сбор, а при первом же нарушении миграционного законодательства он отправлялся к себе на родину. При этом избавление от недисциплинированных иностранцев происходило бы для России без малейших бюджетных затрат, а возможно – даже с определенной прибылью для государства.
Однако такая схема практически не сулит выгоды чиновникам, а для самой ФМС грозит сокращением штатов. Именно потому, по мнению некоторых экспертов, строительство «приютов-концлагерей» и подается как лучшее решение проблемы.