Интервью с Юрием Морозом, основателем Школы своего Дела (ШСД), в которой обучают тому, как создать собственный бизнес с нуля.

Корреспондент: Как вы считаете, кто может учиться в Вашей Школе?

Ю.М.
Каждый, кто способен самокритично посмотреть на эффективность собственной деятельности. И кто исходит от того, что от него зависит в первую очередь его жизнь. А не от правительства, работодателя, и так далее.
Наверно не все помнят, но каждый сам выбрал свою профессию, учебное заведение и место работы.

Если кто-то скажет, что у него не было выбора, то это значит, что он пошел, например, работать в первое попавшееся место, а не провел сначала 100 или более собеседований, хотя мог бы.

К: Поступившие в институт или университет получит диплом. А что получит поступивший в вашу школу?

Ю.М.
Большинство поступающих в институт или университет, даже не подозревают, что работодателю нужен не диплом. А компетентность. И именно она и проверяется на собеседованиях. Этого часто не знают, даже те, кто уже много лет проработали.

А многих я удивлю, наверно, но работодатель редко откажет в собеседовании человеку, который скажет, что диплома у меня нет, но зато я могу делать работу лучше, чем те, кто с дипломом.
Вы так не смотрели на вещи?

К. А как вы понимаете, что такое производительность труда?

Я понимаю это как то, что важнее всего в промышленности, сельском хозяйстве, производстве или услугах.

Не деньги, о которых все время говорят. Дай денег, нет денег, есть деньги, были деньги, будут деньги.

Я несколько лет тому назад жил в Карелии. И как-то задумался, а почему, при равных условиях климатических, уровень жизни в Карелии раз в десять ниже, чем в соседней Финляндии. И ответ оказался очевидным – дело в производительности труда.

И дело не только в механизмах, машинах, которые лучше в Финляндии. Дело еще в том, сколько и каких бумажек и какому количеству людей, нужно составить и продвинуть, чтобы сделать какое-то Дело.

Сколько раз нужно придти к очень занятым людям (чиновникам), которым некогда, и сколько времени на это потратить. А ведь эти затраты времени – НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫ.

И даже составив правильно все бумажки, далеко не факт, что вы получите, например, в Карелии возможность спилить лес (который составляет львиную долю национального продукта в Карелии и Финляндии).

И чтобы этот вопрос решить, вам понадобится еще много сил, времени и денег. А это непроизводительные затраты.

И если, как может вполне оказаться, девять десятых времени и сил, активных людей в Карелии уходит на решение этих вопросов – то вот вам и причина, почему производительность труда в Финляндии раз в десять выше.

К. А как повысить собственную производительность.

Вся наша деятельность состоит из текучки и развития. Текучку надо уменьшать, развитием заниматься как можно больше.

Конкретно, - это например, просто работа за станком (текучка), и внедрение рацпредложений, которые, удваивают выработку станочника .

Рацпредложения можно внедрять и в офисной работе и в продажах, и даже в уборке дома.

А можно погрязнуть в текучке и жаловаться, что ни на что не хватает времени.

Часто думают, что компьютеризация автоматически повышает производительность. Ничего подобного. Я помню, еще то время, когда сберкнижки обрабатывали вручную, без компьютеров, и прекрасно помню, что это делалось быстрее в сберкассах, чем сейчас в сбербанке.

К. А что на ваш взгляд такое развитие в бизнесе.

Во-первых, это развитие себя. Предпринимателя. Рыба гниет с головы, а бизнес с руководителя. Многие могут жаловаться на кризис, но виновато всегда первое лицо. Не учло, не предусмотрело запас стойкости.

Но этой же мерой отмерим и сотрудникам. От них зависит, куда они устроились на работу и радовались ли теплому местечку или занимались повышением своей компетентности, чтобы в тяжелое время оказаться жизненно необходимыми предприятию.

К. Как вы считаете, когда закончится кризис и как должен вести себя настоящий предприниматель во время кризиса.

Кризис – это время возможностей. Кризис делает скрытое - явным. То, что было не перспективно - в кризис умирает. Но это и в хорошие времена делать не нужно было. А в кризис это стало очевидным.

В кризис, как это ни горько, но справедливо, увольняют худших сотрудников. И лишь увольнение заставляет их задуматься.

В кризис, конкуренты не мешают. Они боятся и ждут. Поэтому настоящий предприниматель бурно развивается именно в кризис.

А кончается кризис не для всех и сразу. А для каждого и индивидуально. Как только вы перестали бояться и начали предпринимать, для вас кризис закончился и началось время возможностей.

К. А чему вы учите в своей школе?

Тому, что сказал выше. Перестать заниматься текучкой и заняться развитием себя и своего Дела. А конкретно, придумывать и внедрять десятки, а может сотни рацпредложений, которые повышают производительность вашу, ваших сотрудников, снижают себестоимость, трудоемкость и уменьшают количество денег, которое нужно для ведения бизнеса.

На последнем семинаре, который прошел в Сочи, участники придумали и записали более 600 рацпредложений. Из этого архива (он доступен только тем, кто учится в ШСД), каждый сможет выбрать себе не один десяток того, что можно внедрить немедленно.

К. А сложно учиться в вашей школе.

Смотря кому. Если человек из тех, о ком в советское время в характеристике писали – болезненно воспринимает критику – то такому очень сложно.
Почему-то, я не очень понимаю почему, но людям легко признать, что они ничего не понимают в высшей математике или в том, как работает карбюратор, но очень трудно признать себя дилетантом в бизнесе.
Почти каждый, с кем вы поговорите о бизнесе, легко будет выносить суждения об этом. Так же как болельщики на трибунах легко кричат советы футболистам, так же как телезрители всегда знают, как и что делать в политике.

Если вы можете признать свою некомпетентность в футболе, не будучи профессиональным футболистом, если вы можете признать свою некомпетентность в политике, не будучи профессиональным политиком и можете признать свою некомпетентность в бизнесе, не имея десяток другой лет опыта первого лица в бизнесе – то вы можете учиться в ШСД.
Хотя все равно будет нелегко. Как и начинающему политику, как и начинающему футболисту. Не все и не сразу будет получаться. И чтобы стать звездой - нужны годы труда.

К. Что вас больше всего раздражает в людях.

Глупость. Или точнее ловушка глупости. Чем глупее и некомпетентнее человек, тем больше времени нужно, чтобы ему что-то объяснить. Иногда, без преувеличения – нужны годы.

И именно на этих людей жалко тратить даже не годы, а часы. А чтобы им это объяснить, нужно потратить годы. :)

А причина в том, что чем глупее человек, тем менее очевидна ему собственная глупость.

К. А что вам больше всего нравится в людях.

Быстрый переход от размышлений, к действиям. Часто то, что можно совершенно безопасно проверить за минуты, может обсуждаться часами. А то и месяцами. И за большим количеством наукообразных объяснений скрывается лишь желание отложить действия. Обучение в ШСД предполагает простые, я бы даже сказал, банальные действия.

Можно погрузиться в пучины рефлексии и потерять и время и энергию и так и не приступить к действиям. Это описание типичного неудачника.
Успешный человек действует быстро.

К. А вы успешный человек?

Смотря с чем сравнивать. По сравнению с собой прошлым – успешный. По сравнению с собой будущим – не очень.

К. Как повысить производительность труда, кроме внедрения рацпредложений?

Я скажу, хотя многие после этого тут же перестанут ценить рацпредложения. А это база. Это нужно делать каждый день и уже только после того, как культура выдвижения рацпредложений и их внедрения будет на высоте, можно перейти к следующему уровню.

Это изобретения. В бизнесе. То есть не только в производстве, в технике, а в работе офиса, в продажах, управлении, обработке информации.
Но еще раз повторю, те, кто тут же начнут думать о изобретениях, не наладив ежедневное внедрение рацпредложений в своей фирме – попадут в ловушку. Они могут теперь годами придумывать свое изобретение, отказавшись, пусть от маленьких, но ежедневных предпринимательских шагов. И это путь неудачника.

Вы наверно видели таких полусумашедших изобретателей, которые десятилетиями ходят по инстанциям, ищут спонсоров – никогда никого не находят. Почему – я сказал выше.

Не верят предприниматели и инвесторы тем, кто не сделав малое – замахивается на большое.

К. А во что верят предприниматели?

Предприниматели верят в причину и следствие. А не в удачу, как верят неудачники.

Как говорил мой папа, тому везет – кто сам везет.

Следствие – это то, что вы сегодня из себя представляете и чего вы добились в жизни сегодня. А причины – это то, что вы делали каждый день последние годы.

И все.

Если вы погрязли в текучке – то не ждите чуда. Его не будет. Вот в это и верят предприниматели.

К. А вы во что верите.

А я верю в то, что самые талантливые предприниматели в мире живут в России. Мы позднее других занялись бизнесом и есть еще оглядка на Запад (якобы они что-то знают, чего не знаем мы), есть еще комплекс неполноценности. Якобы у них и маркетинг особенный и менеджмент фирменный и финансовая система не чета нашей. Но это все пропаганда.
Мы не хуже.

И я верю, что в наших людях можно разбудить предпринимательский Дух. И тогда, мы будем праздновать не только День Победы 9 мая. Но и День Триумфа наших предпринимателей на мировом рынке.