Главная Жизнь 01:01 14 Мая 2002 129
ЕГО НАЗЫВАЮТ ТО ГЕНИЕМ, ТО БЕЗУМЦЕМ,
У режиссера Анатолия Васильева уже давно особое место в современном русском театре. Его нельзя ни с кем сравнить, нельзя поставить в ряд. Любой ряд выходит крив, а сравнения явно хромают. Он вынес себя как бы за скобки общего театрального процесса - он са
Казьмина Наталья

Васильеву 60, и жизнь его, кажется, удалась вполне. Он в фаворе, один из первых театральных режиссеров не только в России, но и за пределами. Всегда делал то, что хотел. У него есть ученики. Есть свой театр, а скоро, возможно, будет своя "Высшая школа драматического искусства". Практически каждый из его спектаклей вошел в историю театра - это мало кому удавалось. Хотя случилось так не потому, что Васильев делал одни шедевры. Просто каждый из его спектаклей (которых было не так много) означал некий новый эстетический (и этический) поворот в его судьбе: "Соло для часов с боем", "Первый вариант "Вассы Железновой", "Взрослая дочь молодого человека", "Серсо", "Шесть персонажей в поисках автора", "Иосиф и его братья", "Диалоги" Платона, "Дон Жуан, или Каменный гость и другие стихи", "Маскарад", "Дядюшкин сон", "Плач Иеремии", "Пушкинский утренник", "Моцарт и Сальери", "Медея. Материал".
В каком-то смысле "Плач Иеремии" оказался тем идеальным (в логике мастера) спектаклем, той театральной мистерией, к которой Васильев стремится в последние годы. Выбор героя оказался не случаен. Иеремия - один из самых ярких библейских пророков. Пророчествовал о разрушении Иудеи на фоне общего благодушия. Сулил гибель тем, кто упорствовал во грехе и отказывался признавать то, что провидцу представлялось очевидным. Обрек себя на поношение и повседневное осмеяние, был проклят семьей и собственным народом. Был несчастен и оттого, что его горькие пророчества сбывались... По преданию, он был до смерти камнями забит александрийскими евреями за обличение пороков. Похоже, для Васильева этот образ есть символ всякого творца и мыслителя - личности, предельно самостоятельной в суждениях, умеющей служить лишь своей высокой художественной идее и чуждой "сытому" искусству, толпе, власти.
Всякий режиссер - одиночка. Успех с ним делят все, за неудачу он платит сам. Но и среди одиночек Васильев одинок. А порой сам - своим равнодушием к прессе, холодностью к чужакам, "недемократичностью" к случайным попутчикам, нетерпимостью к убаюкивающей "традиционности" - усугубляет свое одиночество. По-настоящему он нуждается разве что в своих актерах, которые придают его поискам осязаемый смысл. Преданные ему всей душой, эти идеальные марионетки (в понимании немецкого режиссера Гордона Крэга) вполне послушны его воле и способны воплотить самые смелые его фантазии близко к "тексту" (разумеется, режиссерскому).
Некоторые Васильева за это не любят. Другие обожествляют. Кто-то называет его гением, кто-то - шарлатаном. Наверное, это удел всех реформаторов. Хотя втайне, может быть, они и желают успеха, как обыкновенные смертные. Однако существование полярных мнений о Васильеве только подтверждает, что эта личность знаковая в нашей театральной жизни. На его премьеры не зазывают, на них просачиваются, их ждут. У него хотят учиться. Его прошлогодняя фестивальная программа "Узкий взгляд скифа" (Васильев грозится повторять ее каждую пару лет), показанная в рамках Театральной олимпиады, пользовалась большим успехом у интеллектуалов и имела особый "практический" смысл для профессионалов.
Он мог бы почивать на лаврах, а все тащит в гору свой камень и все чего-то хочет добиться. Пытается оживить канон и традицию, нащупать новый "тон", новый звук на сцене, увлечен идеей "непсихологического вербального театра", системой психофизических актерских тренингов, мечтает освободить театр из сцены-коробки и вдохнуть в него свободу открытой площадки. Он хочет многое успеть. И тот, кто его торопит, ему мешает. Крутой его нрав известен. Он может вспылить, накричать, поссориться навсегда. А может помириться назавтра и быть деликатным, безмерно обаятельным. Критики не торопятся его "раскрывать", поэтому режиссер с мировым именем до сих пор остается сам себе биографом и глашатаем творческого метода. В Европе вышло семь его книг. В Москве пока ни одной. К тому, что пишут о нем другие, он недоверчив - часто врут. В общем, все, что сказано об Анатолии Васильеве, - не более чем версии его творческой судьбы. Был же у Марины Цветаевой "мой Пушкин", а у многих наших театралов, эстетов есть "свой" Васильев".
Он начался где-то в апреле 1979 года. В Театре Станиславского сдавали спектакль "Взрослая дочь молодого человека", и сотрудники журнала "Театр" просочились на прогон вместе с "папами и мамами". Нам было строго-настрого наказано (не Васильевым, мы были незнакомы) бурно изображать реакцию народа - "если что". А от комиссии из Министерства культуры, которая обычно принимала спектакли, всегда ждали какого-нибудь подвоха. Однако изображать ничего не пришлось, мы были заворожены, восторг обуял нас без всяких "если". Войдя в раж, мы скандировали вместе с артистом Гребенщиковым "Я - чу, он - ча", а самым молодым в нашей компании старшие товарищи успевали еще и объяснять, что значит "джаз на костях". В тот день мы вернулись в редакцию в состоянии энтузиастическом, но нерабочем. Однако к концу дня опять оживились невероятно, узнав, что у Васильева скоро день рождения, и, вооружившись ножницами и клеем, старыми газетами, журналами и фотографиями, аврально сочинили один из лучших, я думаю, номеров журнала "Театр". Он был посвящен Васильеву, существовал в единственном экземпляре и был ему подарен в день рождения. Не помню, что мы там написали, но помню, что от души. И удовольствие от процесса получили колоссальное, просто потому, что как-то небанально высказали благодарность человеку, который подарил нашему поколению нашу "Чайку".
С тех пор мы ходили на "Взрослую дочь" регулярно, водили туда друзей, просто "забегали", идя мимо, и замечательный театральный администратор Володя Лавров никогда никому не отказывал: в театре аншлаг - может ли быть большее счастье? Однажды, взглянув с балкона в зал-кишку Театра Станиславского, я поняла, что, если сейчас случится пожар, то не спасется никто (все проходы были заняты стульями). Ну что ж, зато погибнем мы как единомышленники. Кстати, "Взрослая дочь" не была так совершенна, как, скажем, "Первый вариант "Вассы Железновой", тоже выдающийся спектакль Васильева. Но именно "Взрослой дочери" суждено было стать началом новой театральной революции. Васильеву было тогда 37 лет.
В начале мая ему исполнилось 60. По этому поводу не было пышных торжеств. Во-первых, потому что Васильев тогда гастролировал во Флоренции. Во-вторых, потому что он - не тот человек, который может и хочет исполнять роль официального юбиляра, утопающего в цветах и принимающего поздравительные адреса. Да и особо праздничного настроения, наверное, не было. Еще в апреле вокруг Школы драматического искусства разгорелся странный скандал. Город, построивший экспериментальному театру Васильева потрясающее здание на Сретенке, вдруг решил переподарить его... Петру Фоменко. Такого экстравагантного "подарка" ко дню рождения не получал, я думаю, ни один знаменитый юбиляр. Бесспорно, Мастерская тоже уникального Театра Фоменко давно нуждается в улучшении своих "жилищных условий". Но решать проблему, сталкивая лбами двух режиссеров с мировым именем, - это уж слишком смахивает на времена советского руководства культурой. Петр Наумович, естественно, отказался от такой "чести", как отказался бы от нее любой уважающий себя режиссер. В таком щекотливом деле, как театр, на чужом несчастье счастья уж никак не построишь. Кроме того, здание выстроено по проекту Анатолия Васильева и его художника Игоря Попова, а значит, в нем уже живут их мечты и осуществляются их планы.
На самом деле я уверена, что скандал забудется, как страшный сон, а юбилей начнется 4 июня, когда официально откроется то самое здание на Сретенке, - откроется "Моцартом и Сальери". В новой редакции исполнителями будут Игорь и Александр Яцко. А потом мы увидим "Илиаду" и "Пушкинский утренник". И вновь соберутся в Школе участники недавно учрежденного Васильевым постоянно действующего семинара (для режиссеров, актеров, педагогов, критиков России и СНГ) - "Театр как школа драматического искусства"... И новая программа "Узкий взгляд скифа" опять будет показана под этими сводами. И приедет из Парижа Валери Древиль, чтобы сыграть свою "Медею". И мольеровский "Амфитрион", которого Васильев недавно поставил на самой прославленной сцене Франции "Комеди Франсэз", перекочует в русском варианте на Сретенку. И мы послушаем недавно выпущенный диск с уникальной записью старой работы Васильева - знаменитого в 80-е годы радиоспектакля "Портрет Дориана Грэя" с великими Бабановой и Смоктуновским в главных ролях. Ждать осталось недолго.
Его актер и друг, безвременно ушедший Юрий Гребенщиков однажды сказал ему: "Твоим театром заниматься очень сложно: актер должен взять себя за волосы, подтянуть, оторваться от земли и так немножко повисеть". Известный французский режиссер, актер и драматург Антуан Витез назвал его "рыцарем театра". Кто-то зовет мучеником, игроком, фанатиком. А может быть, он вечный ученик, терзаемый раем и адом режиссерской профессии, который утверждает, что "если изучаешь профессию и владеешь ею в совершенстве, то всегда находишься в пограничной ситуации. Одними и теми же средствами можно сделать два противоположных произведения - для Бога и для дьявола".
Жозеф Гран из романа "Чума" Альбера Камю на вопрос, чем он, в сущности, занимается, бормочет что-то невнятное, и люди смутно догадываются, что "речь идет о каком-то личном самоусовершенствовании". Потом узнают, что Гран сочиняет роман. Правда, никак не сдвинется с мертвой точки, с первой фразы - об амазонке на белом коне. Герой сочиняет и пересочиняет эту фразу бесконечно, меняет в ней эпитеты, убирает их вовсе, потом сжигает рукопись - и начинает все сначала... Когда в городе разражается чума, Гран говорит себе: "Какое счастье, что у меня есть моя работа". И всякий раз подгоняет себя фразой: "Я обязан добиться совершенства". Кому обязан? Зачем обязан? Просто обязан...

Пить или не пить? На войне эта дилемма нередко превращалась в вопрос жизни и смерти

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Кадр из фильма «Судьба человека», который снимался в бывшем Кенигсберге в 1958 году. Фото из открытых источников

В 1945 году, когда советские войска начали наступать уже по чужой земле, происходило немало ЧП, связанных с алкоголем. Отступая, враг оставлял то цистерны со спиртом, то ящики со шнапсом и вином....

На Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» спустили на воду крупнейший в России рыболовный траулер «Виктор Гаврилов»

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Фото с сайта Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь»

На Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» событие: здесь спустили на воду крупнейший в России рыболовный траулер «Виктор Гаврилов». Строили его по заказу камчатского Рыболовецкого колхоза имени...

Жизнь 00:01 / 21 Марта 2025 6207
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Нам, похоже, скучно жить без приключений. Иначе чем объяснить появление сообщений, от которых мурашки по коже? Остается пожелать всем любителям острых ощущений, чтобы все в конце концов заканчивалось хорошо, без потерь и потрясений....

Жизнь 00:11 / 14 Февраля 2025 5007
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Константин Кокошкин/Russian Look, globallookpress.com

Скажите честно, вам кто больше нравится: Василиса Прекрасная или Кощей Бессмертный? Ответ, казалось бы, очевидный, но не спешите с ним. Оказывается, у Кащея тоже есть поклонники. Жители Тальменского района в Алтайском...

Жизнь 00:10 / 14 Февраля 2025 4242
Ну подумаешь – убил…

В Российской империи уголовников на фронт не брали. В современной России все по-другому

Гузель Агишева
Труд
Возможность искупить вину кровью порой воспринимается в обществе как «откос» от заслуженного наказания. Фото: Александр Смышляев/Russian Look, globallookpress.com

Год назад наши СМИ взахлеб писали про убийство в Подмосковье «трех пенсионерок». И хотя дружно делали большие глаза и подпускали трагических интонаций, подзаголовки про «пенсионерок» говорили о многом,...

В разных частях России разгораются скандалы с одарением жилищными сертификатами новоиспеченных россиян

Михаил МОРОЗОВ, обозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Случаи невиданной щедрости за бюджетный счет по отношению к не так давно прибывшим к нам из стран ближнего зарубежья гражданам далеко не частные, таких примеров все больше. Но федеральная власть на возмущенные...

Власть имущие привычно ужесточают репрессии в отношении автомобилистов

Леонид Ольшанский, вице-президент Движения автомобилистов России
Труд
Фото: © Alexander Legky, globallookpress.com

Вечно актуальная проблема: как повысить безопасность на дорогах? Более 10 лет назад президент Владимир Путин провозгласил, что в этом деле на первом месте стоит строительство новых дорог, на втором — повышение...

Жизнь 02:01 / 21 Марта 2025 3654
Земляк в иллюминаторе

60 лет назад Алексей Леонов совершил исторический выход в открытый космос. А дома его ждали родные люди...

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Этот мурал с 2018 года украшает дом на улице Космонавта Леонова в Калининграде, в котором, к слову, жил его брат –ихтиолог Борис Леонов. Фото автора

В конце 1940-х большая семья Леоновых (трех сыновей и шесть дочек вырастили Евдокия Минаевна и Архип Алексеевич) переехала из Кемерово в Калининград. Город, где прошла его юность и где на Старом кладбище упокоились родители, прославленный космонавт...

Жизнь 00:01 / 14 Марта 2025 3618
Календарь: 14 марта

В этот день в 1879 году родился выдающийся физик Альберт Эйнштейн

Труд
Швейцарский, немецкий и американский физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики Альберт Эйнштейн. Фото: © Scherl, globallookpress.com

1492 Супруга Хуана II кастильская королева Изабелла распорядилась выслать из Испании 150 тысяч евреев, если те не примут католичество. 1835 Родился Джованни Скиапарелли, итальянский астроном. В 1877 году он обнаружил...

Об этом рассказал бывший министр государственной безопасности ДНР Андрей Пинчук

Фото: Владимир/Синьхуа, globallookpress.com

Подразделения вооруженных сил Украины (ВСУ) используют против российских войск в Курской области часть оборонительных сооружений, известных как «линия Суровикина». Как передает телеканал «Царьград», об этом сообщил военный...

Жизнь 20:01 / 15 Марта 2025 3561
Последняя колонка

83% россиян сталкиваются с семейными трудностями - опрос

Труд
Фото: Drazen Zigic, ru.freepik.com

Ловись, рыбка большая Во Всероссийском НИИ рыбного хозяйства и океанографии вывели карпа с геномом белка, который ускоряет процесс набора веса. Генетики рассчитывают научиться выращивать рыбу, которая будет как минимум на четверть...

Жизнь 00:02 / 14 Февраля 2025 3548
Календарь: 14 февраля

В этот день в 1706 году был основан «Аптекарский огород»

Труд
Посетители в Ботаническом саду МГУ. Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

1706 Петр I основал в Москве «Аптекарский огород» для выращивания лекарственных растений. Ныне это Ботанический сад МГУ имени М.В. Ломоносова, одно из старейших в России ботанических научных учреждений. 1744 В Санкт-Петербург...

Жизнь 00:02 / 14 Марта 2025 3417
На паузе

Так что же будет с летним отдыхом в Анапе?

Марина Крючкова
Труд
Фото: © Roman Naumov, globallookpress.com

К 8 марта в Анапе резко потеплело: плюс 19 после двух недель холода в феврале, когда южное побережье покрылось снегом, а коса Голенькая у Бугазского лимана — льдом. Волонтеры спасли там из плена...

Сегодня кому-то опять шлют с фронта весточки. А порой в дома черным вихрем врываются похоронки

Надежда Арабкина
Труд
Фото: Никита Цицаги/news.ru, globallookpress.com

В Подмосковье на четвертом километре Осташковского шоссе в морозный февральский день хоронят воинов, отдавших жизни на войне, которая войной не называется. В этот день — шестерых. Тянутся траурные процессии,...

Жизнь 00:01 / 28 Февраля 2025 3345
Календарь: 28 февраля

90 лет назад был изобретен нейлон

Труд
Нейлоновые чулки, 1950-е, Германия, Европа. Фото: © our-planet.berlin, globallookpress.com

1732 В Петербурге открылся Кадетский корпус — первое в России военное сухопутное учебное заведение. 1810 Образован Гвардейский экипаж — единственная морская часть русской гвардии в дореволюционной России....

В России снова хотят разрешить усыпление бездомных псов

Ирина Хмара
Труд
Фото: © Lee Thomas, globallookpress.com

В Госдуме спешно разработан законопроект по борьбе с бездомными собаками: «С улицы — в приют, через 30 дней — эвтаназия». Поводом послужили очередные резонансные ЧП с нападениями...