Премьерами театралов Петербурга не удивишь. Новые спектакли «пекутся» нынче быстро. Удивляет, как правило, другое – прочтение пьес режиссерами «с точностью до наоборот» по отношению к авторскому замыслу. От самого автора, как правило, давно ушедшего в мир иной, остается в подобных инсценировках только фамилия. Подается это зрителю как «современное прочтение классики». В труппах государственных театров, равно как и независимых, таковое стало уже чуть ли не правилом. Но случаются и приятные исключения. Одно из них – «Мышеловка» в Театре музыкальной комедии.
В основе этой работы режиссера Николая Покотыло, известного постановками в Карелии, Красноярске, Екатеринбурге, – одноименная пьеса королевы детектива Агаты Кристи. Написанная в начале 1950-х, она вот уже 70 лет не сходит со сцен разных стран и народов, побив рекорд театрального долголетия. Правда, в основном в виде драматического, а не музыкального действа. Детектив, да еще с убийством (даже двумя!), и легкая опереточная музыка – две вещи несовместные. Или?..
Признанный мастер мюзикла Александр Журбин, написавший музыку к «Мышеловке», уверен: музыкальный детектив имеет право на жизнь. Хотя бы потому, что совмещает в себе все лучшее из этих двух популярных жанров. Для композитора это, кстати, далеко не первая постановка его «Мышеловки». Что не помешало режиссеру найти, вместе со знаменитой петербургской труппой, оригинальный сценический ход.
Играют спектакль в малом, камерном зале театра. С не сменяющимися от начала до конца декорациями, изображающими удаленный от Лондона семейный пансион в заснеженных горах. С оркестром, поднятым почти к колосникам и прикрытым «воздушным» пологом (но не настолько, чтобы оставаться совсем незаметным). С актерами, все два часа криминального действа практически не покидающими сцены: из-за метели их герои стали заложниками обстоятельств. Единственная связь с внешним миром – радио, из которого они и узнают об убийстве в английской столице. А также о преступнике, который (или которая) может скрываться – где?.. Да здесь и сейчас, в этом самом пансионе!
Но кто преступник? Сильно чем-то озабоченный мистер Паравичини, скрывающийся здесь, как он объясняет, от метели? Бывшая судья Миссис Бойл? Кто-то из супругов Рэлстонов, хозяев домика в горах? Или, может полисмен Троттер? Загадка! Под подозрением все восемь действующих лиц.
Сюжетных линий в этой истории хоть отбавляй. Автору либретто Ольге Ивановой пришлось непросто, сплетая, а где-то, наоборот, расплетая их, чтобы выстроить композицию спектакля. Не легче было и автору стихов к музыкальным номерам Лилит Гулакян – музыка Журбина многообразна, контрастна и весьма эмоциональна. Её интонации и ритмы меняются столь же стремительно, сколь и поведение героев «Мышеловки».
Справляются со всем этим оркестр, актеры? Да. Немалая заслуга главного дирижера театра Андрея Алексеева – и в том, что даже после того, как занавес опустился, многие мелодии продолжают непроизвольно «звучать» в памяти зрителей.
Опытным Николаем Покотыло точно угадана индивидуальность актеров. К слову, играют в детектив сразу три состава исполнителей. У каждого – своя партия, как драматическая, так и музыкальная. Не всем, правда, удалось её «синхронизировать». Из-за чего спектакль в какой-то момент как бы раздваивается: на монологи/диалоги и арии. В результате те и другие как бы плывут сами по себе. Но со временем, думается, эта проблема уйдет.
И почему-то кажется, что Агата Кристи, доживи она до этой постановки своей суперпопулярной пьесы, была бы довольна. На Луну или ещё куда подальше ее героев не забросили. Штаны снимать, равно как и скакать от полноты чувств по роялю, не заставили. А вот суть истории во всей её детективно-музыкальной прелести до зрителя донесли. Как говорится, уметь надо.