Эксперты завершили техническую часть расследования катастрофы самолета Ту-154Б-2 Министерства обороны РФ, разбившегося под Сочи в декабре прошлого года. Об этом сообщает издание «КоммерсантЪ».
По данным газеты, специалисты создали 3D-модель полета авиалайнера – видеореконструкцию движения самолета в пространстве с отражением параметров полета. Они пришли к выводу, что самолет вообще не падал, а сел на воду в контролируемом полете под управлением командира экипажа Романа Волкова.
По данным близкого к комиссии источника «Коммерсанта», Ту-154 взлетел в штатном режиме, а после взлета экипаж не совершил ни одной из традиционных в подобных случаях ошибок. Машина не выходила на закритические углы атаки, не теряла скорость, не попадала в штопор и вообще не падала.
Примерно через минуту после отрыва от земли Ту-154 набрал высоту около 250 м и скорость порядка 360-370 км/ч. Однако сразу после этого на борту, по словам собеседника издания, стала «стремительно развиваться нештатная ситуация». Она выразилась в том, что командир экипажа Роман Волков, который должен был дальше набирать высоту, фактически перевел машину в режим посадки. До самого столкновения с водой Ту-154 снижался в контролируемом полете под управлением летчика.
По мнению экспертов, причиной трагедии могла стать дезориентация пилота в пространстве. Набирая высоту в темноте, над морем, пилот не контролировал визуально положение машины, поскольку не видел впереди никаких ориентиров и даже горизонта. Дезориентировать экипаж могли даже звезды, которые одновременно были как сверху, так и снизу — в виде отражений на поверхности воды. При этом возникшая при ускорении машины перегрузка могла создать у летчика иллюзию набора высоты — в то время как на самом деле самолет снижался.
Сейчас военные специалисты изучают всю профессиональную биографию погибшего пилота и в первую очередь его летную подготовку, а также его медицинскую документацию. Эксперты полагают, что трагедия наверняка произошла из-за рокового сочетания сразу нескольких неблагоприятных факторов. В их числе — усталость экипажа и эмоциональная напряженность летчиков, у которых достаточно обычный полет в Сирию затянулся на целый день.
Со своей стороны, в Минобороны версию о возможной ошибке экипажа отвергают. Во время прощания с командиром Волковым главнокомандующий Воздушно-космическими силами РФ Виктор Бондарев, в частности, заявил, что подготовка майора Волкова «соответствовала всем требованиям, которые предъявляются нашими законами к выполнению полетного задания».