Главная Культура 13:32 14 Марта 2014 5270
Сергей Куприянов о новом лице московских библиотек

В первых числах марта в Москве открылась удивительная выставка «Ученая прихоть Женщина эпохи Просвещения».

Ирина Сергеева

На стенах выставочного зала — подлинные полотна Пьетро Ротари и Шарля Алексиса Вина, уникальная коллекция графики. Здесь же — элементы гостиных конца XVIII столетия с мраморными каминными порталами, привезенными из Франции и канделябрами русской работы, редчайшими произведениями декоративно-прикладного искусства. Поразительно: это не ГМИИ им. А.С. Пушкина и не Третьяковская галерея, где мы привыкли видеть выставки такого уровня. Мы — в московской Библиотеке-культурном центре им. М.А. Волошина ЦБС ЦАО, которая вот уже два года поражает гостей не только прекрасными интерьерами и высоким уровнем профессионализма сотрудников, но и проектом «Частные коллекции», в рамках которого москвичи могут увидеть то, что обычно таится за стенами элитных особняков. Мы попытались выяснить у директора библиотеки, Сергея Куприянова, как это ему удается.

В одной из витрин экспозиции — английский письменный прибор 1770 года, принадлежавший дворянке-интеллектуалу А.И. Яньковой. Хрустальные чернильницы, тончайшие медные съемные «перья» ручек, крохотная, почти ювелирная фарфоровая голова турка — пробка для емкости с песком.

— Это из собрания нашего друга, замечательного историка искусства XVIII-XIX столетий Александра Савинова — говорит Сергей Куприянов, придирчиво глядя на то, как размещены этикетки. — Пожалуй, это произведение из нашей выставки, которое поразило меня более всего. На нем память рук, если хотите. И вот еще, смотрите — какой изящный почерк! Это же искусство само по себе. Мы чрезвычайно признательны нашим друзьям — коллекционерам и собирателям, которые позволяют нам показывать все это гостям.

— То есть, это музей в библиотеке?

Нет. Это культурный центр европейского уровня. К нам приходят на выставку, остаются вечером на концерт барочной музыки или лекцию признанного эксперта — историка, искусствоведа, параллельно пьют кофе, взяв с полки книгу и в итоге, становятся нашими читателями и, часто, — друзьями. Привнести в библиотеку удивительный объект — это наша философия. Например, в прошлом году мы показали искусство Индии, с подлинными памятниками скульптуры, каменными и бронзовыми, XI-XVII веков. Параллельно к выставке и лекциям мы открыли большую книжно-иллюстративную выставку, посвященную Индии. За месяц книги, которые долго лежали, никем не потревоженные, в хранилище, по нескольку раз оказывались в руках читателей, а люди приводили к нам друзей за руку и они записывались к нам.

В залах библиотеки — культурного центра имени Максимилиана Волошина во время выставки «Ученая прихоть». Источник фото: Библиотека культурного центра имени Максимилиана Волошина

— И, как я понимаю, на выставке были вещи, которые потом опять никто не увидит?

Почему? Их видят владельцы и гости их домов (смеется). Именно поэтому для нас так важно дать москвичам и гостям города шанс увидеть все это совершенно бесплатно. За последние два года мы несколько раз, в разных контекстах, показывали у нас частные коллекции: это было искусство Древнего Египта, буддийские памятники Монголии и Тибета, уникальные вещи культур Мезоамерики и Перу, искусство средневековой Индии, о котором я уже говорил, античное искусство — Греция и Апулия. Теперь, вот, — искусство эпохи Просвещения, Франция, Италия, Германия.

— Темы очень интересные и среди них явно превалирует Восток...

Совершенно верно. Культура стран древнего и средневекового Востока — особенная для нас тема. В нашей библиотеке хранится уникальное собрание книг по египтологии и культурам древнего мира, которое раньше принадлежало великим русским египтологам, ленинградцам Олегу Берлеву и Алле Еланской. К этому собранию нам удалось добавить коллекцию московского востоковеда Владимира Ларченко и часть архива арабиста Олега Ковтуновича, который был личным советником Н.С. Хрущева во время открытия Асуанской плотины. Получилась первая в России открытая библиотека по египтологии — книги на шести языках, причем многие — в единственном экземпляре в нашей стране, гравюрный кабинет, уникальное собрание открыток XIX века, небольшая, но очень интересная коллекция подлинников древнеегипетского искусства...

— Это востребовано?

Более чем. Мы полностью отошли от стереотипа о библиотеке, как о месте, где пыльно и некомфортно. Для нас библиотека, это — уютная, красивая городская гостиная, наполненная знаниями и, поверьте, такое предложение сейчас в Москве очень актуально. Вечерами, после работы и учебы к нам приходят читатели — их здесь больше в это время, чем днем. Те, кто увлечен Востоком и древностями приходят специально, зная, что у нас в фонде «Духовное наследие Древнего Востока» есть то, чего нет в других библиотеках и в Интернете. Другие приходят, зная, что у нас отличный общий фонд, около 70 тысяч изданий, а главное — у нас можно послушать очень интересные лекции, познакомиться с интересными людьми!

В залах библиотеки — культурного центра имени Максимилиана Волошина во время выставки «Ученая прихоть». Источник фото: Библиотека культурного центра имени Максимилиана Волошина

— Какие темы лекций, на Ваш взгляд, у Вас наиболее востребованы?

Темы очень разные. Глобально, это история, археология, история искусства, религиоведение, литературоведение. Главное в другом. Нам важно, чтобы, во-первых, каждую лекцию читал признанный в своем деле эксперт, а во-вторых, он при этом был хорошим оратором. Давайте поймем раз и навсегда: никому не интересно смотреть, как умудренная степенями персона, запинаясь, читает что-то с листка. Пусть даже это будет трижды лауреат Нобелевской премии. Серьезные знания должны сочетаться с умением их подать публике — только тогда наука становится интересной и востребованной. Мы уважаем своих гостей и читателей и не можем себе позволить выпустить какого-нибудь доцента, который читает все подряд — от царицы Клеопатры и до королевы Виктории. У нас, если лекция о Египте, — то это Виктор Солкин, один из ведущих наших египтологов, если Америка — то знаток языка майя и выдающийся антрополог Галина Ершова. Русское искусство мы зовем читать потрясающего специалиста — Левона Нерсесяна из «Третьяковки», а Китай — Марию Меньшикову, которая хранит китайские лаки и другие сокровища в Эрмитаже. Поймите: это важно, чтобы придя на лекцию, вы получили информацию, что называется, из первых рук. Иначе, зачем все это затевать? Мы не умеем работать для галочки в отчете.

— Хорошо, а если мы поговорим о возрастных категориях? Кто к вам приходит?

Очень разные люди. Наверное, треть гостей — это молодежь, что не может не радовать. Часто приходят пенсионеры, причем именно в библиотеку. На лекциях и концертах преобладают люди среднего возраста. Мы стараемся, чтобы каждый нашел здесь себе что-то по душе, иначе наша работа будет бессмысленной. Одно и то же место может служить всем, поэтому вечером на концерте у нас сидят очень уважаемые бизнесмены, антиквары, журналисты, ученые, параллельно в другом зале молодые ребята изучают древнеегипетский язык, а днем, в зале периодики, или как мы его называем «зале круглого стола», у нас собираются пенсионеры из домов нашего района, Хамовников, чтобы полистать газеты. У них такой собственный, очень трогательный «клуб» и мы с радостью балуем их кофейком и конфетами. Просто потому что для них это единственная возможность не потеряться в современном, очень жестоком мире, шанс найти собеседника, просто получить помощь, осваивая, например, Интернет в нашем медиацентре.

***

Признаюсь честно. Меня поразила в библиотеке-культурном центре имени Макса Волошина атмосфера. Много живых цветов. Помимо той самой выставки о женщине XVIII века, из-за которой я пришла, — мемориальные экспозиции памяти Олега Берлева и других востоковедов, в которых помимо документов, писем, синих фаянсовых древнеегипетских статуэток и амулетов меня потрясли французские и немецкие книги XIX столетия, в золоченых переплетах с бирюзой. И в завершении всего — мемориальный зал самого Волошина, в котором светится из ниши, как из тьмы веков, огромный скульптурный портрет египетской царицы, которую поэт прославил в своих сонетах, как «Таиах»...

В залах библиотеки — культурного центра имени Максимилиана Волошина во время выставки «Ученая прихоть». Источник фото: Библиотека культурного центра имени Максимилиана Волошина

— Сергей, как удалось заполучить царицу?

Когда меня пригласили стать директором этой библиотеки, здесь висела всего лишь фотография царицы. К счастью, наш эксперт-египтолог Виктор Солкин до этого работал несколько лет с Отделом Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина и знал, что в собрании слепков, которые привез в Россию Иван Владимирович Цветаев, была факсимильная копия этого невероятного портрета. Дальше были долгие переговоры, разрешение дирекции музея и вот — царица Мутноджемет, младшая сестра знаменитой Нефертити, воцарилась и у нас. Оригинал находится в Каире и сейчас снять с него матрицу уже невозможно: огромную скульптурную группу, изображающую царицу с супругом, в Египетском музее собрали вновь из фрагментов. Мы, конечно, невероятно признательны за помощь Ирине Бакановой, директору Музейного центра РГГУ, благодаря которой у нас есть эта невероятная царица, ставшая символом нашей библиотеки-культурного центра. Еще больше мы признательны человеку, Профессионалу с большой буквы, без которого культурная жизнь Москвы вообще была бы много беднее — Ромуальду Крылову-Иодко. Благодаря ему наши безумства (смеется), самые невероятные идеи, выставки, акции получили полную поддержку правительства Москвы.

Изображение царицы Мутноджемет — копия скульптуры из Египетского музея в Каире. Источник фото: Библиотека культурного центра имени Максимилиана

— Я правильно понимаю, что то, что Вы делаете, полностью согласуется с программой ребрендинга библиотек, которой сейчас охвачена Москва?

Да. Понимаете, так случилось, что для многих библиотек, прекрасных и профессиональных, оказалось очень трудным найти собственное лицо, собственную нишу в культурном пространстве города. Мне, наверное, очень повезло, что я возглавил библиотеку, придя со своей командой, при этом найдя среди «старых» сотрудников много единомышленников. Было непросто, потому что сразу же была поставлена высокая европейская планка, которой хотелось соответствовать. А это не только книги, улыбки и живые розы в зале. Это, извините, и вазы с ароматными сухими цветами в туалете и ситуации, когда вдруг залили кипятком соседи, а у тебя нет денег на мастеров и через три дня открытие фестиваля. Покупаешь краску и валик, встаешь на стремянку и красишь. Я — счастливый человек, потому что сотрудники видят это и тоже берут в руки второй валик. Мы делаем одно дело, это очень важно.

— Притом, что Вам досталось, как я понимаю, помещение с проблемами...

Да. Конечно, многое уже было сделано. Но, когда относишься к этому дому, как к собственному, понимаешь, что надо избавляться от доисторической мебели, надо поддерживать состояние стен, потолка и света. Какая «ученая прихоть» могла бы здесь появиться, если бы не галерейный свет, который у нас есть, и не постоянные усилия? Я когда стал директором, достал деньги из кармана и покрасил стены выставочного зала в самый бледный тон оливкового цвета, поменял рольставни с грязно-серых на песочные. Ну не может стоять подлинный древнеегипетский саркофаг на фоне грязной серой стены с выбоинами. А мы начинали проект именно с египетских сокровищ, благодаря, прежде всего, Галерее Кирилла Данелия. И потом, я Вам не буду показывать наш подвал, в котором ремонта не было с 1960-х годов, хорошо?

— Как я понимаю, Вам удается привлекать в библиотеку меценатов?

Совершенно верно и без них ничего бы не было. К нам, к счастью, очень хорошо относится Департамент культуры Москвы, у нас очень качественное, интересное комплектование, причем мы сами выбираем, что нам закупить, а что нет — долго бились за это право. Но есть минимум, благодаря которому библиотека нормально функционирует, а есть тот уровень, который должен быть, если мы себя называем «культурным центром». К счастью, нам помогают неравнодушные люди. Так, например, египетские книги из библиотеки Олега Берлева мы приобрели благодаря финансовой корпорации «Открытие», ряд выставок делали при поддержке интеллектуалов из «Арбат-капитала», сейчас «Ученую прихоть» открыли благодаря неоценимой поддержке антикварных домов «Villa Nuova», «Русская усадьба» и «Архайос». Это люди, которым небезразлична судьба культуры в Москве и в России в целом.

— То есть, если найти финансирование, можно сделать экспозицию, например, с полотнами Айвазовского?

Можно. Я знаю, кто может нам дать потрясающую коллекцию Айвазовского и не только. Но только зачем? За Айвазовским человек идет в Третьяковку и правильно делает. Нам важнее показать концептуальный, многомерный проект. Вот, например, с одной стороны на «Ученой прихоти» висят поразительные полотна высшей музейной категории, один Ротари чего стоит. С другой, в экспозиции — элементы интерьеров, камины, поразительные жирандоли русской работы первого десятилетия XVIII века с кобальтовым стеклом. А с третьей, — и это очень важно, — там же в витринах лежат книги, причем старейшая из них увидела свет в Париже в 1719 году под эгидой короля Людовика XV. Наша задача, как мы ее с коллегами видим, показать не просто шедевр, а эпоху, причем, обязательно, и через книгу, ведь мы же — библиотека. Важно еще то, что на мой взгляд, библиотека — это определенный эталон не только в сфере знания, но и в сфере вкуса. У нас никогда не появятся пластмассовые стулья и интерьеры в стиле хай-тек. Нам и нашим читателям ближе модерн, художественное пространство Серебряного века, изящные искусства...

— Был бы у Вас Репин, стояла бы очередь...

Не только и не столько на Репина, при всем уважении к мастеру, стоит очередь. В прошлом году мы участвовали в акции «Библионочь» с темой рукописей и храмового знания на Востоке — в Египте, Индии и Китае. Позвали выдающихся экспертов, среди которых был Владимир Малявин. Нас взяли штурмом, за вечер через библиотеку прошло более шестисот человек. Поэтому, зная, где в Москве можно на один день достать подлинного Рубенса, я лучше сделаю глубокую, разнообразную выставку по буддизму. И тема нам ближе, и сотрудников не придется вооружать (смеется). У нас очень хорошая посещаемость, книговыдача. И все же мы тут тоже ориентируемся больше на Европу, где качество работы библиотеки оценивается не столько по книговыдаче, сколько по количеству и уровню проводимых мероприятий. К счастью, это оценивают наши гости, предлагая проекты. Так, именно у нас в сентябре прошлого года прошли все основные международные мероприятия, включая круглые столы, выставки, конференции и презентации, посвященные 70-летию установления дипломатических отношений между Египтом и СССР.

— Ваши личные пристрастия в искусстве, это...

Очень разнообразные. Много лет собираю японскую гравюру XVIII-XIX века, люблю восточное искусство в целом, очень люблю старинные европейские книги, книжную миниатюру и каллиграфию. Скорее отталкиваюсь не от эпохи, а от того, что конкретное произведение «притянуло», заставило не отрывать взгляд. Иногда в коллекцию попадают и подарки. Любимый — это керамический сосуд в форме воина, американской культуры мочика VII в. н.э., который мне подарил Юрий Макаренко, наш известный антиквар и собиратель, после того, как у нас с ошеломляющим успехом прошла выставка о культурах Мезоамерики. Теперь стоит дома, среди книг, планирую его экспонировать у нас во время разовых акций или лекций, связанных с этим регионом.

— И последний вопрос. Можно ли считать, что ваш опыт уникален для Москвы?

Скорее, наш опыт уникален для нас самих (смеется). Мы пришли в библиотеку, зная, что мы хотим, пользуясь поддержкой друзей. То есть, по сути, мы просто стали делиться с теми, кто открывает нашу дверь, собственным внутренним миром, идеями, интересами. Поэтому и «лицо» библиотеки появилось сразу и статус культурного центра мы получили в прошлом году. Если же говорить московских библиотеках, именно как центрах культуры, уютных и интересных московских гостиных, то, пожалуй, назову прекрасную библиотеку имени Е.А. Фурцевой, где специализируются на истории и культуре XX века, очень интересную библиотеку им. В.Я. Вульфа, где создано совершенно особенное пространство диалога музыки и культурологии, библиотеку имени Н.А. Добролюбова, где в уникальном помещении, копирующем английскую библиотеку XIX века, собираются библиофилы и коллекционеры редкой книги. Таких библиотек в Москве немало, просто нужно остановиться, на пару часов забыть о бешеном ритме нашей жизни, открыть дверь и ощутить непередаваемый, ни с чем не сравнимый аромат книг и гостеприимства. И еще очень важно: найти во всем этом разнообразии «свою» библиотеку, такую, в которую хочется вновь и вновь возвращаться.

Сергей Куприянов — родился 23 июня 1980 года. Выпускник Финансовой Академии при Президенте РФ. Экономист, специалист в области менеджмента культуры. Владелец собственного Интеллектуального клуба, специализирующегося на лекциях по истории, истории искусства, духовному наследию человечества. С 2012 года — директор Библиотеки-культурного центра им. М.А. Волошина ЦБС ЦАО города Москвы.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 4364
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Культура 00:01 / 28 Марта 2025 3979
Убивать легко?

К четвертому году СВО родное ТВ наконец-то научилось показывать войну

Сергей Беднов
Труд
Фото: www.kinopoisk.ru

Минпромторг предложил отечественным разработчикам в сотрудничестве с Минобороны создать российскую компьютерную игру «о дронах на СВО». Залогом успеха должны стать «захватывающий геймплей, хорошая графика,...

Новая книга Николая Железняка «Град на крови» находит отклик в сердцах читателей

Николай Иванов
Писатель Николай Железняк и его книжная новинка «Град на крови». Фото автора

Детектив? Роман? Мистика? Триллер? Пожалуй, ни то, ни другое, ни третье, ни четвертое. На самом деле – это яркая смесь всего перечисленного. Книга, которая читается легко, на одном дыхании, и финал истории непредсказуем. Такую неординарную...

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» рассказал о пустынях Калмыкии, достижениях человечества и своих планах на будущее

Марина Суранова
Труд
Илья Долгов нашел общий язык с братьями меньшими. Фото предоставлено каналом «Живая планета»

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» на канале «Живая Планета» с радостью делится с телезрителями необычными и захватывающими открытиями, которые они могли бы попросту не заметить,...

Мода - это не то, что носят, а то, чем удивляют

Евгения Заболотских
Труд
Фото: © Alexander Zemlianichenko Jr, globallookpress.com

Четвертую Московскую неделю моды смело можно назвать главным светским событием марта. К тому же она на сей раз получилась с размахом, международной: в Москву приехали дизайнеры из США, ЮАР, Индонезии, Китая и других...