Деятельность Центральной музыкальной школы и других элитных учебных заведений поставлена под угрозу: Министерство образования и науки не утвердило их стандарты обучения. Музыкальная, балетная, цирковая культура страны может лишиться будущего.
В Министерстве образования и науки поставили под сомнение давно проверенную модель профессионального обучения музыке, балету и другим искусствам, которое в России, да и в других странах принято начинать в
К 20 годам научатся играть «Сурка»
На первый взгляд решение выглядит гуманным: якобы прием в музыкальные и прочие творческие школы в
Не сегодня и не вчера доказано, что оптимальный возраст для начала обучения профессиональной игре на рояле, скрипке и большинстве других инструментов — 5–7 лет. Есть, конечно, исключения — такие инструменты, как, скажем, труба, требуют крепких легких, которые формируются к 9 годам. Но до этого ребенок уже должен иметь опыт игры на менее «энергозатратном» инструменте — чаще всего флейте, иначе возраст для выработки беглой пальцевой техники будет упущен.
Плисецкая на подтанцовке у Киркорова
В сходном положении — артисты балета, хотя их обучение по традиции начинается несколько позже — не с 7, а с 10 лет: именно к этому моменту ноги и позвоночник уже достаточно окрепли для интенсивных физических занятий, но связки еще сохраняют ту гибкость, благодаря которой можно выработать необходимую выворотность стоп, подъем ног, пластичность корпуса. Если потенциальную Плисецкую не подпускать к балетному станку до 15 лет, классическую технику она уже не освоит и максимум, что ей светит, — эстрадный «танец»
Кстати, Трудовой кодекс Российской Федерации вполне допускает то, что
Вы слишком много поете
Но драма положения не только в недодуманном проекте закона. Министерство, словно предвидя, что документ силами общественности могут забодать, уже сейчас приступило к жестким мерам. Например, той же ЦМШ не утвердили с первого захода ее стандарты обучения на 2011 год, в том числе право принимать учеников с возраста моложе 15 лет. Правда, согласились рассмотреть вопрос повторно, но пока, с 1 января, деятельность школы, можно сказать, искусственно выведена за пределы правового поля. Теперь любая проверка может наложить на учебное заведение штрафные санкции, вплоть до лишения лицензии. Напомним: речь об учреждении, из стен которого вышли великие пианисты, скрипачи, дирижеры, виолончелисты.
«Пока нам сохранили наш стандарт —
С провинцией разобрались раньше
Глава хоровой академии обращает внимание, что под прицел взята элитная часть музыкального образования — те 6 тысяч учащихся, что занимаются в 29 ведущих детских музыкальных учреждениях страны, подобных ЦМШ, Гнесинской
Цели дальнейшей «стратегии»
Стандарты подкачали
Ну, а если не найдутся источники внебюджетных средств? Ответ ясен — место умершей
Просматривается и еще одна «цель»: чиновникам надо демонстрировать бурную деятельность, чтобы оправдывать ведомственный бюджет. И вот они разрабатывают некие стандарты, вроде бы даже современно и гуманно выглядящие: «права ребенка», «равные возможности для всех»: Под них пишутся программы и методические разработки, в учебные заведения засылаются проверяющие комиссии. Все это, заметим, оплачивается из госбюджета (уж не говорим про коррупционную составляющую, вполне возможно, являющуюся одним из реальных мотивов засылки иных комиссий).
И тут выясняется, что целая отрасль образования действует по стандартам, которые выработались за много десятилетий до эпохи министерского гуманизма. Уникальная российская трехзвенная система непрерывного музыкального образования «школа — училище — консерватория», обеспечившая стране лидерство в мировом исполнительском искусстве, существует больше ста лет. Традиции балетного образования, тоже лучшего в мире, и того больше — два с половиной века. В атаку на них! Сколько пиара, а в конечном счете денег можно на этом наварить! А то, что через несколько лет потолком искусства в этом случае станет новая Плисецкая на подтанцовке у нового Киркорова или новый Плетнев, одним пальцем играющий в районном клубе «Сурка», министерских людей, похоже, не слишком волнует.
Школы, которые закроет новый закон об образовании
Центральная средняя специальная школа при Московской консерватории
Возраст поступления — 7 лет, цикл обучения
Московская государственная академия хореографии
Возраст поступления — 10 лет, цикл обучения
Московская средняя специальная музыкальная школа (колледж) им. Гнесиных
Возраст поступления — 6–7 лет, цикл обучения
Московская детская художественная школа № 1 им.
Возраст поступления — 12–13 лет, цикл обучения
Кто из знаменитостей прошел через детские творческие школы
Сергей Андрияка, художник
Сын художника Николая Андрияки. Первые уроки живописи получил дома, но затем родители сочли необходимым отдать мальчика в Московскую среднюю художественную школу.
Александра Пахмутова, композитор
Начала учебу в родном Сталинграде, после эвакуации была приглашена в 1943 году в Москву для учебы в ЦМШ, стала ученицей знаменитого композитора Виссариона Шебалина.
Николай Петров, пианист
В раннем детстве не отличался прилежанием, его усаживали за пианино под угрозой ремня. Однако в ЦМШ в классе выдающегося педагога Татьяны Кестнер увлекся занятиями, что стало началом профессионального роста.
Майя Плисецкая, балерина
По собственному признанию, «зверски ленива» и «неспособна самостоятельно преодолевать трудности». Дисциплинировать девочку смогли в Московском хореографическом училище, где она занималась с
Олег Попов, клоун
Сперва думал стать слесарем, но в
Геннадий Рождественский, дирижер
Будущий маэстро родился в семье дирижера и оперной певицы. Те сочли необходимым отдать его сперва в школу имени Гнесиных, в класс ее основательницы Елены Гнесиной, а затем в ЦМШ.
Владимир Васильев, танцовщик, хореограф
Сын шофера. Окончил детскую танцевальную студию, в