Ипотека под 2% годовых не для всех — возраст хотя бы одного члена семьи не должен превышать 35 лет. И с условием обязательной прописки в приобретаемой квартире или доме не менее чем на пять лет. То есть программа нацелена на удержание разбегающегося населения региона. Но достаточно ли этого?
Премьер Медведев выразил надежду, что льгота «будет пользоваться популярностью». В пресс-службе уточнили: предполагается выдать 147 тысяч таких кредитов. Это много: нынче по всему Дальнему Востоку у основного кредитора Сбербанка набралось лишь 103 тысячи ипотечных заемщиков, молодежи — не больше четверти. Почему?
«Цены на новостройки — ого-го! Только на первоначальном взносе отпадут 80% молодых семей!» — комментируют в соцсетях жители Сахалина. И даже российский министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев усомнился в успехе: «Ипотека будет стоить 2%, а стоимость квадратного метра — 200 тысяч. Получается, вся господдержка уйдет на строительство за безумные деньги этих квадратных метров».
А на Камчатке и Колыме жилищного строительства практически нет — значит, не будет никакой ипотеки. В целом же по федеральному округу жилстрой отстает от среднероссийского вдвое-втрое. Отсюда и цены. И не только на жилье. Сайт TravelTables.com, собравший информацию о более чем 3 тысячах городов мира, сообщает: во Владивостоке проживание семьи из двух человек без стоимости жилья обходится в 47631 рубль в месяц, а, скажем, в Саратове — 37882 рубля. Зарплата разницы не покрывает: в Дальневосточном округе она составляет 52 тысячи — меньше, чем в Центральном (53 тысячи).
Но это в среднем. А в Охотске, старейшем поселении региона с населением 3,3 тысячи человек, при зарплате не более 40 тысяч стоимость 1 кг вареной колбасы превысила 400 рублей, литр молока тянет на 300, а десяток яиц — на 270 рублей. Причина простая: продукты первой необходимости доставляются самолетом. И опять понятно почему: если в среднем по России дорог с твердым покрытием — 31,7 км на 1000 кв. км территории, то на Дальнем Востоке — 5,3.
Традиционную российскую беду предлагали решить китайцы, которые ежегодно строят более 10 тысяч км дорог высшей технической категории (а Россия — не более 200 км). Но полпред президента в ДФО Юрий Трутнев заявил: «Мы готовы работать с китайцами на таких условиях: земля наша, решения принимаем мы, за нами последнее слово, и 80% работников в совместном проекте — это россияне, 20% — китайцы. Это по-честному». После чего Новый шелковый путь Пекин решил прокладывать через Казахстан, хотя изначально планировалось использовать по максимуму российскую территорию.
А российский Дальний Восток — с китайцами или без китайцев — остался без дорог. И без жилья, которое тоже могли вместе с инфраструктурой возводить совместно с соседями из Поднебесной — может быть, чему-нибудь научились бы у них.
Неудивительно, что в 2018-м население Дальнего Востока сократилось на 30 тысяч человек, хотя годом раньше — на 17 тысяч. Как пишут местные СМИ, «каждый год представители власти от губернатора до президента «принимают меры», «утверждают программы» и «предусматривают в бюджете деньги». Но статуправление Приморского края прогнозирует уменьшение численности населения вплоть до 2036 года (дальше не заглядываем). Смертность уже шестой год превышает рождаемость, а иммиграционный поток из республик Средней Азии, который в тучные годы обеспечивал прирост резидентов края до 8 тысяч человек в год, в 2018-м иссяк. Приморье перестало быть привлекательным даже для уроженцев кишлаков и аулов.
Хабаровский край теряет еще больше — до 40 тысяч в год. Только за последний год в крае закрылись более 1,7 тысячи малых и микропредприятий. Уезжают специалисты и предприниматели. Отток идет уже не только в Москву и Санкт-Петербург. В последние годы к столицам добавились Уфа, Калининград, Краснодар и Казань. Их главные преимущества — относительно низкие цены на жилье при развитой инфраструктуре, хорошем уровне здравоохранения и образования. И лучшем бизнес-климате. Есть и другие географические новости. Пресса сообщает о формировании землячеств выходцев с российского Дальнего Востока в Австралии, Канаде, Новой Зеландии и США...
В правительственных планах развития ДФО записано создание к 2030 году не менее 160 тысяч новых рабочих мест. Но уже сегодня в регионе, по данным кадровых служб, четыре вакансии на одно резюме. Отток населения привел к снижению уровня безработицы с 12% (в 2000-м) до 5% (в 2017-м). Это уже критический показатель: уровень безработицы в 4-5% означает отсутствие в регионе конкуренции и развития.
Словa
Олег Кучма, приморский журналист
— Между болтовней по телевизору о приоритетах и векторах в развитии и желанием создавать благоприятную среду для жизни на Дальнем Востоке — большая разница. По официальным данным, средний москвич доживет до 73 лет, москвичка — до 80 лет. Для жителей Приморья эти цифры — 64 года (мужчины) и 74 года (женщины). Данные по Дальневосточному округу в целом еще хуже. Вы спрашиваете, почему отсюда уезжают? Да просто не хотят умирать на девять лет раньше. И не надо тешить себя, что-де предлагаемая ипотека в 2% решит хотя бы частично демографические проблемы Дальнего Востока.
(сайт VL.RU)