Встреча вновь на Эльбе

В Гамбурге в грандиозной Эльбской филармонии корреспонденту «Труда» посчастливилось наблюдать закрытие фестиваля «Русские сезоны»

Ощущения — потрясающие! Зал на две с лишним тысячи зрителей заполнен до предела, оркестр Юрия Башмета «Солисты Москвы» с программой классической и современной русской музыки, овации после каждого произведения, а то и между частями (кто там говорит, что это не по филармоническим правилам?), смешение немецкой и русской речи в фойе...

И все это через несколько дней после высылки из Германии двух наших дипломатов, очередных «обострений в межгосударственном диалоге», угроз новой порции санкций... Две параллельные, к счастью, не пересекающиеся: в одной реальности пакостят политики, в другой люди сообща восхищаются красотой.

Что такое «Русские сезоны»? Это дягилевское название сегодня обозначает фестиваль длиною в год в одной из зарубежных стран. Отличная идея нашего Минкультуры, которое мы чаще ругаем, чем хвалим. Отличный ответ тем, кто стремится загнать Россию в страны-изгои.

Начали два года назад с Японии. Вторые «Русские сезоны» прошли на бис в 2018-м в Италии — достаточно напомнить, что в финальной части обширная выставка русских икон демонстрировалась в Ватикане, а Большой симфонический оркестр под управлением Владимира Федосеева выступал на главной филармонической площадке Рима — в Академии Санта-Чечилия (кстати, на днях тот фестиваль выиграл авторитетный международный конкурс Best Event Awards World как лучший многодневный культурный смотр в мире!).

И вот нынешние — германские — «Русские сезоны». За без малого год, прошедший с открытия смотра в Берлинской филармонии (там выступал коллектив Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева) в 90 немецких городах состоялось 437 событий. От выставок Русского музея и Третьяковки до гастролей Вагановской академии балета, крупнейших театров (Вахтанговского, Моссовета, Эйфмановского) и кинофестивалей.

Юрий Башмет и его коллектив на сцене Эльбской филармонии

Мы, подчеркнул председатель Фонда искусства и культуры Вальтер Смерлинг, получили бесценный опыт прямых контактов музеев, театров, оркестров. Именно это, рассказал директор проекта «Русские сезоны» Алексей Лебедев, позволило открыть для наших акций самые престижные залы, в том числе Эльбскую филармонию — лучший в мире современный концертный комплекс, парящий над водами Эльбы.

За сказанными со сцены эмоциональными словами экс-президента ФРГ Кристиана Вульфа о выстраданных нашими странами отношениях и о благодарности, которую должны испытывать немцы, когда русские протягивают им руку, органично последовала полная трагизма Трио-соната Альфреда Шнитке — русского композитора с немецко-еврейской кровью, обостренно чувствовавшего катастрофичность ХХ века. Затем — виртуозный Скрипичный концерт ныне живущего Кузьмы Бод-рова, дающий возможность продемонстрировать сольное мастерство сразу многих оркестрантов (ведь это не просто оркестр, а «Солисты Москвы»). Наконец, хрестоматийное «Воспоминание о Флоренции» Чайковского: музыка, которую играют сотни коллективов, но мне давно не доводилось слышать такую страстную, многокрасочную и одновременно бриллиантово-совершенную игру...

Ну и то самое смешение языков в фойе. Русских и немцев — примерно поровну. Праздник общения, скрепленный музыкой.

Праздник с нюансами. Меня, со стаканчиком кофе высматривающего свободное место, приглашают за столик соотечественники. Знакомимся: Алла с Игорем в Германии уже 23 года. Она — педагог из Днепропетровска, выросла здесь до директора русской школы дополнительного образования. Довольна: авторитет русской культуры неизменно высок. У нижегородки Татьяны здешний стаж поменьше — 10 лет. Проходила курсы переквалификации — и вынуждена была постоянно слышать от своей профессорши про «самую коррумпированную российскую экономику», про «империю отката».

Да, барьеры и стереотипы никуда не делись — это факт. И насчет нашей экономики и коррупции мы и сами много знаем. Но в этот вечер мне важнее убедиться: культурные контакты России с Западом остаются прочными. Аудитория нынешних «Русских сезонов» выросла на четверть в сравнении с той, что была год назад в Италии (а там, между прочим, было 6 млн зрителей). В будущем году «Сезоны» впервые охватят сразу три страны: Францию, Бельгию и Люксембург. В 2021-м эстафету примет Корейский полуостров (весь!), в 2022-м — вся Скандинавия.

Здорово! Лишь бы политики не помешали.