Главная Культура 08:53 13 Декабря 2013 13842
Трудно быть богом. Но быть человеком труднее

 Прощальный фильм Алексея Германа наконец показали на родине

Леонид Павлючик обозреватель «Труда»

На открытии фестиваля «Зимняя эйфория» в Москве состоялся первый (и пока единственный) в России показ уже готового фильма Алексея Германа «Трудно быть богом». Раньше это творение мастера, которое он замыслил едва ли не полвека назад, показали на Римском кинофестивале, где картина вызвала шквал противоречивых эмоций. Но уже тогда многим было ясно, что выстраданный режиссером фильм – уникальное явление в мировом кино. Московская премьера убедила в этом еще раз, несмотря на возможные и вполне справедливые упреки в незавершенности, недодуманности, фрагментарности фильма.

По сути, это не цельный фильм, не выверенное во всех деталях полотно, а прихотливо сцепленные между собой сцены бессмысленной и страшной инопланетной жизни, которая – суть наша с вами земная жизнь. Наивно искать в экранном варианте «Трудно быть богом» прямые совпадения с первоисточником – романом братьев Стругацких. От него Герман взял лишь общую идею, да имя главного героя – благородного дона Руматы (Леонид Ярмольник), да название планеты Арканар, на которой травят книгочеев и прочих умников и которая отстала от разумного человечества на 800 лет. Все остальное – это раскаленная лава выплеснутых на экран визуальных фантазий режиссера, его материализованные на экране странные и притягательно страшные сны.

Не скрою: поначалу отсутствие внятного сюжета, осмысленного действия, прописанных характеров вызывает активное отторжение (во всяком случае так произошло со мной), но в какой-то момент кино властно затягивает в свою гибельную воронку. На экране – покрытая вечным дождем и туманом, как смертным липким саваном, убогая планета, населенная столь же убогими, монструозными людьми, привычно творящими каждодневные непотребства. Они испражняются и совокупляются у всех на виду, вспарывают друг другу дымящиеся кишки, бросают в сточные канавы только что отрезанные, еще сочащиеся кровью головы, топят соперников в выгребных ямах и снова гадят, насилуют, жгут, истребляют себе подобных. И так по кругу, и так все три часа. Кажется, что с экрана вот-вот пахнет кровью, смрадом и гноем разложения. В итоге представшая на экране картина выглядит страшнее, чем Босх, безысходнее, чем «Каприччос» Гойи, беспощаднее по отношению к человечеству, чем «Сатирикон» Феллини и «Сало, или 120 дней Содома» Пазолини.

Показанное в фильме общество, где правят серые, на смену которым неизбежно приходят черные, – это что? Метафора Римской империи, фашистской Германии, сталинского ГУЛАГа, полпотовской Кампучии? Или это страшное предвидение режиссером того, что может ждать человечество в далеком (или недалеком) будущем, если люди не одумаются, не станут жить по законам справедливости, добра, милосердия? Герман не дает ответа на эти вопросы. Сняв такое страшное, безжалостное, пророческое кино, можно умереть – и от пропущенных через больное сердце кошмарных образов, и от чувства исполненного художнического долга. Что с Алексеем Германом незадолго до окончательной доводки этой грандиозной кинофрески и произошло…

Независимо от того, кто как отнесется к фильму «Трудно быть богом», ясно, что он будет выситься в мировом кино одиноким утесом. Аналогов этому штучному, рукодельному произведению нет, и они уже точно не появятся. Это кинематографический памятник ушедшей эпохи, когда фильм еще понимался режиссером не как проект, не как коммерческий продукт, а как миссия, а сам он чувствовал себя едва ли не мессией. Невозможно сегодня представить себе еще одно трехчасовое черно-белое (выбеленное до серого) кинополотно, которое снималось бы 18 (!) лет и создавая которое, художник был бы так свободен от внешних и внутренних табу, творил бы без оглядки на законы изменчивого зрительского восприятия, на текущий момент.

Мне кажется, фильм «Трудно быть богом» ждет такая же судьба в истории кино, как роман «Улисс» Джойса – в истории литературы. Его будут изучать в киноуниверситетах, почтительно возводить к небу глаза, но мало кто сможет убежденно сказать, что досмотрел этот шедевр до конца и сполна осознал его потаенные глубины. Уж больно трудно быть зрителем этого прощального германовского фильма.

Голос

Юрий Норштейн, Режиссер

– Этой картине можно целые конференции посвящать – настолько это огромное явление, настолько оно перебивает все, что было снято раньше. Фильм – как явление природы, как торнадо: вы можете сказать, что торнадо – это плохо, но без него невозможна природа, это ее неотъемлемая часть. Картину Германа не только можно, но и нужно смотреть всем, в том числе и студентам кинематографических вузов. Без нее невозможно представить кинематограф. «Трудно быть богом» прекрасен тем, что он стоит особняком от всего, что сейчас снимают. Он возвращает нам ценности, возвращает нам кино как искусство, как явление природы, и этому, безусловно, нужно учить студентов. Я уверен, что американцы, купив этот фильм, будут в лупу его разглядывать. Это не только масштабное культурное явление, но и громадный учебник.

Фильмы-долгострои, «Кофе и сигареты» Джима Джармуша

Свою культовую картину, состоящую из 11 разговорных новелл, Джармуш снимал в течение 17 лет – с 1986 по 2003 год.

«Анна Каренина», Сергея Соловьева

Фильм начали снимать еще в 1990-е, закончили в 2007-м, а в прокат он вышел лишь в 2009 году, когда исполнителей двух ролей, Александра Абдулова и Олега Янковского, уже не было в живых.

«Шинель» Юрия Норштейна

Работу над мультфильмом по Гоголю Норштейн начал в 1981 году, но не закончил до сих пор, хотя готовые отрывки «Шинели» показывают в киновузах всего мира.

«Невечерняя» Марлена Хуциева

Камерная картина режиссера-патриарха, построенная на диалоге двух знаковых писателей – Антона Чехова и Льва Толстого, находится в производстве с 2003 года.

«Дау» Ильи Хржановского

Долгострой молодого российского режиссера, ради которого под Харьковом построили целый город. Съемки идут с 2007 года, дата завершения неизвестна.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 36441
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8287
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5037
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4113
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 4033
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...