Главная Культура 08:04 14 Декабря 2012 7976
Балабанов тоже хочет счастья

Но при этом создал фильм, пугающий концом света

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

 Премьера фильма Алексея Балабанова «Я тоже хочу», вышедшего в эти дни в российский прокат, состоялась в Венеции. Свидетельские показания о том достославном просмотре сильно разнятся. Одни говорят, что исход зрителей из зала начался уже на пятой минуте и продолжался до финала, увенчавшегося дружным «Бу-у-у». Другие утверждают, что это был самый сильный фильм фестиваля, по недоразумению не замеченный жюри. Кому верить?

Скажу сразу: искушения покинуть зал ни на пятой, ни на 55-й минуте у меня не возникло – при всей как минимум спорности зрелища. В картине есть какой-то непонятный, не поддающийся здравому объяснению магнетизм, который заставил меня высидеть весь этот внешне тягостный и внутренне, как мне показалось, весьма незамысловатый фильм. Не мудрствуя лукаво, Балабанов использовал для своей четырнадцатой картины расхожий сюжет. Он взял нескольких человек (бандита, его друга-алкоголика с престарелым отцом, потертого музыканта, дебелую проститутку), посадил их в черный джип и отправил на поиски Колокольни Счастья, расположенной где-то между Питером и Угличем. Кого Колокольня заберет – тот и обретет счастье, но где-то на другой, неведомой нам планете. А кого не заберет – пусть пеняет на себя.

Сюжет фильма составляет дорога к этой самой колокольне – совсем как в «Сталкере» Тарковского. Но Балабанов от этого сравнения открещивается: дескать, у Тарковского фильм получился глупый. В отличие, надо думать, от его собственной картины. В интервью «Труду» Балабанов прямо заявлял: мол, в «Сталкере» ходят какие-то люди, бросают гайки, натужно философствуют. У Балабанова никто философию не разводит: герои едут в машине по большей части молча, слушают скрежещущую музыку, которая заглушает и без того редкие диалоги, да еще в немереных количествах пьют из горла водку, пуская бутылки по кругу.

За окном тем временем мелькают пейзажи с облупленными домами, за неприметным шлагбаумом и вовсе начинается Зона, где уже царит ядерная зима. Здесь фильм обретает черты материализовавшегося апокалипсиса: покосившиеся хибары, развалины церкви, вмерзшие в лед трупы… Наши герои добудут еще бухла, выпьют у костра. Алкоголик и его отец первыми сойдут с круга, найдя приют в снежной могиле.

Остальные добредут до колокольни, где встретят кинорежиссера, члена Европейской киноакадемии в облике… Алексея Балабанова. Он успеет прохрипеть «Я тоже хочу» – и тут же падет замертво. В лучший мир из всей честной компании колокольня заберет только проститутку и музыканта.

Отчего, почему? Внятных объяснений этому на экране нет. Страдали много, ответил Балабанов на этот недоуменный вопрос на одной из пресс-конференций. Бандит же, по его словам, недостоин счастья потому, что много людей убил, режиссер – потому что много фильмов плохих снял…

Что ж, по крайней мере самокритично. Во всяком случае по отношению к этому конкретному фильму, который, как обычно у Балабанова, обладает экспрессивной картинкой, яркой визуальной фактурой, пластичностью киноязыка. Но при этом озадачивает отсутствием хоть сколько-нибудь разработанных характеров, непривычной скудостью содержательных мотивов, осмысленных авторских акцентов. 

Продюсер Балабанова, многомудрый Сергей Сельянов не зря затрудняется с определением жанра фильма: мол, это и не мистика, и не роуд-муви, и не притча… И не трагедия, добавим мы от себя, и не психологическая драма, и не фэнтези, и не…

Боюсь, режиссер родил в этот раз какого-то неведомого кинонауке зверя. И если в соответствии с балабановской терминологией «Сталкер» у Тарковского получился глупым, то «Я тоже хочу», состоящий по большей части из проездов, проходов, безмолвных панорам, получился пустым.

По большому счету культовому режиссеру нечего поведать миру, кроме того, что, дескать, грядет конец света, а он, как простой смертный, тоже хочет счастья. Для его поклонников это почти интимное признание, разумеется, дорогого стоит, но надо ли было ради него городить большой фильм?

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9460
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7158
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?