Главная Работа Люди 00:17 13 Октября 2017 9015
Надо ли задирать нос в кабине?

Давайте разберемся, кто и что стоит за требованиями Шереметьевского профсоюза летного состава

Глеб Тюрин

«Когда на собрании коллектива летного комплекса вчерашний выпускник Ульяновского училища, а ныне второй пилот Airbus заявляет, что он, видите ли, «элита нации», мне хочется встать и сказать, кто он есть на самом деле. Человек учился за счет государства и авиакомпании, в 22 года имеет зарплату 300 тысяч рублей, а завтра пойдет бастовать, чтобы ее повысили? Хочется пожелать этой элите не терять берега...» — так мне ответил один из старейших сотрудников «Аэрофлота» на вопрос о том, кто же прав в споре пилотов и их работодателей.

Да, летчики — это штучный товар. Белая кость, классные специалисты, здоровые, талантливые, успешные и высокооплачиваемые. Средняя зарплата командира воздушного судна в российских авиакомпаниях доходит до 500 тысяч рублей. Когда эти парни заявляют, что материальное вознаграждение надо бы поднять, поскольку в некоторых западных компаниях и в Китае она выше, они надеются на понимание и даже сочувствие со стороны сограждан: работа тяжелая и вредная, а летный век короток, как у спортсмена, надо успеть обеспечить будущее себе и семье. Но народные симпатии почему-то не на их стороне. Бастующие шахтеры и дальнобойщики вызывают куда больше сочувствия и понимания. Такое вот стихийное представление о справедливости.

Отстаивают интересы пилотов профсоюзы. В крупнейшей российской авиакомпании «Аэрофлот» их два, но на слуху постоянно ШПЛС — Шереметьевский профсоюз летного состава, который находится в жесткой конфронтации с администрацией. Трудовые споры нередко выливаются в акции протеста и становятся предметом судебных тяжб.

Впрочем, за четверть века существования ШПЛС в его истории накопилось немало громких скандалов и разборок. Так, в лихих 90-х президиум профсоюза предложил летному составу сброситься на создание организации «Материк», которая построит для летчиков коттеджи в ближайшем Подмосковье за смешные деньги. В результате клюнувшие на заманчивое предложение пилоты «Аэрофлота» потеряли вложенные средства. По такой же схеме развивалась и операция «Сахар». Тогда профсоюзные деньги были вложены в откровенную аферу — в итоге ни прибыли, ни возврата вложений. «Не получилось, — разводили руками закоперщики из профсоюза. — Что делать, это бизнес...»

Якимиваара — отдельная история. Сейчас уже и название это мало кто вспомнит. А была такая база отдыха на Карельском полуострове и подарена она была профсоюзу. И вот на очередной конференции докладывает президент ШПЛС, что база продана за символические деньги управляющему этой базы, поскольку, мол, нерентабельна. Остался вопрос: и зачем управляющий купил нерентабельную базу? И осадочек. Как и от истории с теннисным кортом. Выделил тогда президент ШПЛС (уже третий) деньги на укрепление спортивно-оздоровительной базы и построил корт... у себя на даче. И говорит всем: «Приходите, играйте!». Из таких мелочей, если хотите, репутация складывается.

Подобных историй на пути ШПЛС немало. Но не будем сейчас их ворошить, обратимся к последним судебным тяжбам. В апреле 2015 года Мещанский суд Москвы вынес приговор троим активистам ШПЛС, признав их виновными в покушении на мошенничество. Пилоты Пулково с иском против авиакомпании «Россия» дошли аж до Верховного суда, но он в итоге отклонил требования об индексации заработной платы, признав существующую вполне адекватной российским реалиям.

А почему вообще надо выяснять отношения в суде? Как насчет социального партнерства, которое предполагает рабочие встречи, конструктивный диалог, встречное движение и разумные компромиссы? Тем более что пилоты, положа руку на сердце, и в самом деле не обижены судьбой и работодателем. Скажем, в том же «Аэрофлоте» постоянно вводятся надбавки и коэффициенты к зарплате, практикуются единовременные выплаты при заключении трудового договора. А ведь есть еще наземный персонал: инженеры, техники, служба организации перевозок. Чем они хуже? Все же делают общее и очень ответственное дело, но разница в оплате труда — кратная.

«Профсоюз — организация по природе своей конфликтная, поскольку прежде всего обязана отстаивать интересы работников, — рассуждает Валерий Селитринников, руководитель Общероссийского профсоюза авиационных работников (ОПАР). — Надо понимать, что работодатели — это чаще всего собственники бизнеса, они в первую очередь пекутся о доходах. Тем не менее к голосу профсоюзов все прислушиваются, когда садимся за стол переговоров. Мы действуем через трехстороннюю комиссию: профсоюзы, работодатели и представители правительства. И добиваемся результатов — разумеется, с учетом российских реалий, включая размер материального вознаграждения. Для нас сейчас самая актуальная проблема — зарплата бюджетников-метеорологов, которые в регионах получают 6-10 тысяч рублей. На этом фоне требования пилотов, при всей сложности и уникальности их работы, выглядят несколько завышенными. Это, кстати, публично признал министр транспорта Максим Соколов...»

По мнению председателя Профсоюза авиационных работников Москвы Валерия Трифонова, зарплата летного персонала — забота менеджмента авиакомпаний, которые являются частными предприятиями. Тут важно сохранить баланс: удержать пилотов от поисков работы за рубежом, выплачивая достойное вознаграждение, и при этом не вызвать конфронтацию с наземным персоналом, получающим за труд много меньше. Когда разрыв в материальном стимулировании существенный, это создает известное напряжение. Единых стандартов нет, все решается в рамках коллективных договоров. И вот тут, по словам Трифонова, слово за профсоюзами — «эта щука всегда нужна в озере, чтобы карась не дремал».

Пословица правильная. С условием, что одна щука не диктует свои порядки всем другим обитателям водоема. Иначе это уже явное хищничество. И вполне может повториться история МПРА — некогда самого боевого профсоюза в автомобилестроении. Все мы помним, как его активисты собирали народ на митинги и объявляли забастовки. Их хвалили за боевитость. А что сейчас? Российский автопром в глубоком кризисе, останавливаются сборочные конвейеры, сокращается производственный персонал. И об акциях протеста профсоюза больше не слышно. Не потому ли, что в свое время не искали разумный компромисс?

Слово эксперту

Александр Мирошниченко, заместитель командира учебно-летного отряда в «Аэрофлоте», летает в качестве инструктора на Airbus

— Я знаю работу Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) изнутри. Состоял в нем со дня основания, был даже членом президиума, но ушел из соображений принципиальных. Организацию скомпрометировали в том числе и финансовые скандалы, в которых оказались замешаны профсоюзные лидеры. Эти истории общеизвестны, не буду говорить о них сейчас. В настоящее время профсоюз возглавляют люди, чьи профессиональные и личные качества я искренне уважаю. Но их действия считаю неприемлемыми — они деструктивны и разрушительны. Чтобы решать вопросы, надо уметь договариваться! Их не раз приглашали на переговоры и бывший, и нынешний генеральный директор «Аэрофлота». Должен быть двусторонний процесс, когда люди настроены слышать друг друга, а не выдвигать ультиматумы. Сейчас же вся деятельность ШПЛС сводится к тому, чтобы любыми способами досадить руководству авиакомпании, с которым они находятся в постоянном противостоянии. Наглядный пример — позиция по рынку труда. Профсоюз категорически против найма иностранных пилотов, но при этом он за то, чтобы российские летчики искали себе рабочие места за рубежом. Но ведь так не бывает: либо рынок открыт и все его участники равноправны, вольны действовать в своих интересах, либо рынок регулируется в интересах общества и государства. А здесь борьба за права коллектива и свободу слова на деле сводится к тому, что сотрудники выступают от лица компании, которая им это право не делегировала. Разумеется, она эти действия пресекает. Профсоюз сначала провоцирует работников на такие выступления, а потом начинает их защищать посредством судебных исков. При этом никто не запрещает высказывать свое мнение — в прессе, в блогах, на собраниях, пожалуйста, говорите от себя лично.

 

В городе Киренске Иркутской области на этой неделе открыт памятник выдающемуся хирургу, академику Федору Углову

Ольга Лернер
Труд
Фото: Семен Лиходеев/Russian Look, globallookpress.com

Он родился в здешних краях 120 лет назад и теперь возвышается на постаменте рядом со зданием поликлиники. Тут же расположена и мемориальная плита, на которой запечатлены «12 жизненных принципов»...

По данным Mash, причиной стало огромное количество дел в отношении уклонистов

Алла Бандура стала популярной фигурой в интернете в 2017 году

На Украине уволилась судья Алла Бандура, которая в свое время получила широкую известность в социальных сетях благодаря экзотической внешности. Как сообщает Mash, Бандура покинула должность судьи Ровенского района Украины, которую занимала...

Ее истолковали так, будто чиновник связал смерть бойца с благоустройством города

Фото: Bernd Wastneck, globallookpress.com

Мэр города Моршанска Тамбовской области Алексей Банников объявил о своем решении покинуть занимаемую должность после речи, произнесенной им на церемонии, посвященной посмертному награждению бойца специальной военной операции (СВО). Об этом сообщает...

Свой 85-й день рождения отмечает журналист-международник, писатель Альберт Балебанов

Журналист-международник, писатель, специалист в области коммуникаций и общественных связей, почти сорок лет отдавший ведущему информационному агентству страны – ТАСС - Альберт Балебанов. Фото Андрея Никеричева

Журналист-международник, писатель, специалист в области коммуникаций и общественных связей Альберт Балебанов, почти сорок лет отдавший главному информационному агентству страны — ТАСС, отмечает свой 85-й день рождения. Однажды в штаб-квартире...

По данным СМИ, этот пост займет руководитель Еврейской автономной области Ростислав Гольдштейн

Фото: пул Кремля, globallookpress.com

Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил о том, что покидает занимаемую должность. Об этом он сообщил в видеообращении, опубликованном в Telegram-канале. «Сейчас наш президент доверил мне новый фронт работы на федеральном уровне»,...

Он стал первым заместителем начальника Главного военно-медицинского управления ведомства

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Бывший руководитель Коми Владимир Уйба получил назначение в Министерство обороны России. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на представителя пресс-службы главы республики. Собеседник информационного агентства рассказал, что Уйбу назначили...

Он останется на посту председателя Следственного комитета России до 27 августа 2025 года

Фото: пресс-служба СКР, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин продлил до 27 августа 2025 года срок федеральной государственной службы председателю Следственного комитета России (СКР) Александру Бастрыкину. Соответствующее распоряжение главы государства в понедельник, 28...

Люди 00:01 / 15 Ноября 2024 3117
Операция «Децимация»

Правительство вознамерилось сократить 10% мест в территориальных органах федеральной власти

Александр Киденис
Труд
В пересчете на душу населения в России чиновников больше, чем в СССР. Фото: White House, globallookpress.com

Сейчас в федеральных территориальных органах власти работают около 400 тысяч госслужащих, и правительство уверено, что безболезненно можно сократить каждого десятого — мол, дело от этого не пострадает. Ответа на вопрос,...

Разговор с председателем Союза журналистов России Владимиром Соловьевым

Валерий Симонов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Даже у самых неистовых репортеров едва ли получится посмотреть на Владимира Соловьева сверху вниз. Во-первых, для этого нужен рост под два метра: Соловьев — мужчина крупный. А во-вторых, такой послужной список,...

Миллиардер возглавит новый департамент по достижению государственной эффективности

Фото: Jen Golbeck/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Американские бизнесмены Илон Маск и Вивек Рамасвами возглавят в администрации победителя выборов президента США Дональда Трампа новый департамент по достижению государственной эффективности (DOGE). Как сообщает РИА Новости, об этом говорится...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?