Уже сейчас за счет сокращений на авиационном рынке труда избыток кадров. Однако компании-авиаперевозчики четко обозначили проблему: от эксплуатации отечественных самолетов все отказываются, а российские пилоты в большинстве своем умеют управлять только нашими судами. С введением зарубежных машин они остаются не у дел. По дейст-вующему законодательству находиться в кабине самолета может только гражданин России.
Переобучением компании заниматься не хотят. Во-первых, это дорого. «Авиакомпании из-за кризиса вынуждены сокращать издержки. Разумеется, им было бы выгоднее брать уже готовых иностранных специалистов. Потому что на переподготовку российского пилота нужно порядка 15 тысяч евро», — комментирует генеральный директор компании «Авиаперсонал» Анастасия Мирошниченко.
Во-вторых, даже если компания возьмется переобучать пилота на управление зарубежным самолетом, она столкнется с рядом проблем. «Большинству российских пилотов около 40 лет — это предпенсионный возраст. К тому же все инструкции идут только на английском. Пилоты плохо знают английский язык, и это усложняет обучение», — объясняет руководитель отдела по связям с общественностью Sky Express Виталий Коренюгин.
Дорого и небезопасно
Идея брать на работу пилотов-иностранцев таит в себе массу опасностей. В первую очередь речь идет о перенасыщении рынка труда. «С одной стороны, это будет стимулировать наших соотечест-венников развиваться, совершенствовать свои навыки, чтобы выдержать конкуренцию, — объясняет Анастасия Мирошниченко. — Но вместе с тем у нас уже сейчас огромное количество безработных летчиков, и мы не знаем, куда их трудоустраивать». Экс-перт отмечает: если пилоты не найдут работу, они пойдут в другую сферу, а те, чей возраст близок к пенсионному, вообще уйдут с рынка труда.
Другой нюанс, который должен насторожить идейных вдохновителей новой инициативы, — безопасность полетов. Трудно представить, как будут общаться между собой пилот-немец и диспетчер в аэропорту, скажем, на Крайнем Севере. Ещё неизвестно, какая задача сложнее — найти диспетчера, в совершенстве владеющего английским, или пилота-иностранца, говорящего на русском, как на родном.
«По сравнению с Европой у нас не такие высокие социальные стандарты, чтобы переманивать оттуда лучших пилотов. Наши авиакомпании не смогут предложить им зарплату, сравнимую с европейской. Значит, это будут второсортные специалисты. Зачем они нам, когда полно своих высококлассных работников? Деньги нужно вкладывать в их переобучение, а не в оплату труда иност-ранцев», — возмущается президент Союза летного состава России Мирослав Бойчук. К тому же профсоюзный лидер обращает внимание, что в Евросоюзе, на который мы равняемся, действуют те же правила — работать на судне может только гражданин страны ЕС.
Наших научат летать
Необходимость переподготовки отечественных пилотов понимают и сами авиакомпании. «Если поправка будет принята, это даст нам возможность привлекать квалифицированных специа-листов, которые будут работать инструкторами и смогут переобучить наших, российских сотрудников», — считает генеральный директор авиакомпании «Регион Авиа» Денис Павшинский.
Топ-менеджер объясняет: средний возраст летного состава сейчас в районе 50 лет. Многих совсем скоро спишут. Молодых пилотов тоже много, и все они стремятся попасть на работу на иностранное судно, потому что там больше платят. А чтобы летать на зарубежном самолете, необходима переподготовка. По мнению эксперта, привлекать нужно специалистов из США и Европы.
На работу не возьмут
В Министерстве транспорта РФ по авиации «Труду» рассказали, что идею привлечения иностранной рабочей силы авиакомпании высказывали ещё несколько лет назад, когда рынок рос и квалифицированных кадров не хватало. Сейчас у чиновников свои представления о том, как нужно решать проблему. Во-первых, они обсуждают возможность сократить время обучения в вузах и ссузах, которые готовят летчиков. Сейчас в большинстве из них курсанты учатся четыре года, тогда как в других странах — два. Сокращать собираются за счет непрофильных предметов, таких, например, как этика и эстетика.
Также Минтранспорта собирается поставить авиакомпаниям условие: иностранная техника не будет сертифицироваться до тех пор, пока не будут поставлены тренажеры, на которых пилоты смогут овладеть управлением зарубежного самолета. Иными словами, если авиаперевозчик хочет заменить Ту-134 на «Боинг-737», сначала он должен приобрести тренажер — муляж, точную копию кабины управления, где и будут обучаться пилоты. Сейчас для этого работника нужно отправлять за границу.
Если инициативу авиаперевозчиков поддержат в министерстве, российским летчикам придется туго. На то, что их станут переобучать, можно и не надеяться. Выхода два: тратить на переподготовку собственные деньги, чтобы соответствовать требованиям рынка труда, либо искать новую сферу, где можно приложить себя, например преподавать в летном учебном заведении, которых, кстати говоря, в России не так уж и много — 13 средних специальных и 3 высших.
Кадры
- 200 пилотов приблизительно нужно для работы на иностранных авиалайнерах
- 250 курсантов будет выпущено из учебных заведений России в 2010 году
- 15 тысяч евро стоит переподготовка одного пилота
- 41 год составляет средний возраст пилота в России
Источник: данные компаний, данные профсоюза летного состава России