Не могу ни о чем думать, говорить, писать. Ловлю в СМИ, в соцсетях «вести с фронта». В моей любимой Белоруссии/Беларуси вот уже почти неделю звучат выстрелы, гремят взрывы шумовых гранат, строятся баррикады, воют сирены машин скорой помощи. Не один только Минск, а Брест, Кобрин, Жлобин, Барановичи, Пинск, Лида, Бобруйск — многие города и поселки партизанской республики охвачены народными волнениями.
Протестующие не согласны с результатами выборов, которые, по их мнению, были грубо сфальсифицированы зависимой от президента избирательной комиссией в пользу Александра Лукашенко. Он якобы набрал более 80% голосов. Его основной конкурент Светлана Тихановская — только 10%. Но почему на улицы и площади городов после столь сокрушительной победы «национального лидера» не высыпали ликующие толпы белорусов? Где те миллионы людей, которые якобы голосовали за действующего и вновь (в шестой раз) избранного президента? Почему вместо праздника, как назвал выборы сам Лукашенко, на улицах городов сразу же после объявления предварительных результатов голосования начались массовые протесты, которые тут же обернулись жестокими избиениями и задержаниями?
Смотрю в соцсетях снимки и видео — и больно отдается в сердце. Отряды ОМОНа в зловещем черном облачении рыскают, как опричники, по тихим дворам, ломятся в подъезды домов, вышибают двери, бьют дубинками и ногами всякого, кто подвернется под руку (под ногу), в том числе подростков и женщин. Попавшимся мотоциклистам приставляют к голове ствол пистолета, куражатся над испуганными байкерами, потом смачно, с оттяжкой, избивают. На автобусной остановке под истошные крики жертвы и случайных свидетелей бьют ногами женщину, запихивают в автозак...
Благодарю Бога, что мой тесть, белорусский партизан Кузьма Иосифович Василюк, воевавший в отряде Петра Машерова, и моя теща Александра Афанасьевна, в молодом возрасте угнанная фашистами на работы в Германию, умерли своей смертью и не дожили до нынешних черных дней. У них остановилось бы сердце от этих душераздирающих кадров.
Следующее видео: двор тюрьмы. Камер в узилищах, наверное, уже не хватает. Задержанных, как поломанную мебель, сваливают прямо во дворе тюрьмы, на цементном плацу. На другом видео задержанных, как шпроты в банке, плотно, плечом к плечу, ставят с поднятыми руками навытяжку у тюремной стены.
Оба видео абсолютно реальные: сняты с балконов близлежащих домов, слышен непритворный гнев людей, снимающих эти изуверства, ясно различается мягкий, столь знакомый мне по жизни в Минске белорусский говор. Если бы не он, я бы мог подумать, что это видеодокументы из Чили времен Пиночета. Если так пойдет дальше (на сегодняшний день, по официальным данным, арестовано уже более 6 тысяч человек, 200 человек с ранениями находятся в больницах), то скоро начнут замуровывать несогласных на стадионах.
Лукашенко, а вслед за ним и наша российская телевизионная пропаганда говорят об «оранжевой революции», о западном следе в организации протестов, о кучке отщепенцев, которых подкупили некие кукловоды, базирующиеся то ли в Лондоне, то ли в Праге. Но если бы это было так, если бы белорусское общество было довольно ситуацией в стране и премудрым правлением Батьки, то на предвыборные митинги в поддержку Тихановской в больших и малых городах не выходили бы десятки тысяч людей (такого здесь не было с перестроечных лет). И протестующих в провинциальном Пинске не пришлось бы разгонять с помощью бронированного водомета, спешно переброшенного властями, видимо, из областного центра. А если этот железный монстр числится на балансе местного ОВД, то представьте, какую мощь представляет из себя правоохранительная система, созданная Лукашенко за 26 лет его бессменного правления.
На самом деле эта самая система защищает в Белоруссии не общество, не права и свободы человека, а личную власть Лукашенко, его режим. Об этом, кстати, хорошо сказал Константин Затулин, зампред комитета Госдумы по делам СНГ, отметивший, что президентская кампания Лукашенко в этот раз сопровождалась «тотальной фальсификацией и дезинформацией». Итоговые цифры выборов Затулин без обиняков назвал «надувательством», а самого Лукашенко — «невменяемым человеком, когда дело касается власти».
Следы этой невменяемости видны не только в масштабах фальсификаций, очевидных каждому белорусу (у меня там много друзей и родственников, я поддерживаю с ними связь), не только в массовых репрессиях, развернутых Лукашенко в эти дни против соотечественников, но и в явной переоценке своей личности. Не мною сказано: власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. Белорусский народ Батька давно считает (не)благодарной паствой, своих соперников (в данном случае — соперниц во главе с Тихановской) — неразумными овцами, а себя — не иначе как отцом, благодетелем нации. Недаром Белоруссию он сравнил в канун выборов со своей возлюбленной и добавил, что любимую в чужие руки не отдают. И, как видите, не отдает, несмотря на массовые протесты. Как будто Белоруссия — его личная вотчина, собственность.
А Белоруссия — это, разумеется, не только и даже совсем не Лукашенко. Для меня Белоруссия — это мелодичные народные песни и ансамбль «Песняры». Это средневековый гений Франциск Скорина и великие писатели земли белорусской Янка Купала и Якуб Колас. Это уже упоминавший партизанский командир и многолетний руководитель республики Петр Миронович Машеров, которого люди, уже и внуки военного поколения, здесь чтут до сих пор. Это писатель-фронтовик Василь Быков, автор лучших книг военной прозы в советской литературе. Это кинорежиссер Виктор Туров, в пятилетнем возрасте угнанный с матерью в концлагерь, чудом там выживший и снявший впоследствии эталонные фильмы белорусского кино — «Я родом из детства» и «Люди на болоте». Это знаменитые председатели колхозов Владимир Бедуля и Василий Старовойтов... Их много, прекрасных, великих белорусов, которые никогда не позволяли себе говорить о родине как о своей невесте или возлюбленной.
Не хотел бы быть несправедливым: Лукашенко в начале своей карьеры немало сделал для стабилизации обстановки в республике, для ее поступательного развития. Но как минимум в последние 10 лет (а это два президентских срока!) ему особо похвастаться нечем. Экономика республики стоит на месте, промышленность и сельское хозяйство остаются затратными, и люди прекрасно видят, что население даже в соседней Прибалтике, Польше, Чехии живет лучше и зарабатывает в два-три раза больше, чем в Белоруссии. А ведь стартовые условия у стран были примерно одинаковыми.
P.S. Белоруссии, считают сами белорусы, нужен новый лидер — современный, европейски образованный, знающий языки и толк в современных технологиях, не прибегающий в разговоре со своими согражданами к языку насилия. На дворе давно уже ХХI век, спорные ситуации надо разрешать переговорами, а не дубинками. Мне кажется, мировым лидерам, в том числе и президенту России, надо остановить бойню в Белоруссии и найти мирный выход из кризиса. И не доводить дело до того, чтобы население республики вспомнило свой богатый партизанский опыт.