
Выскажу крамольную мысль: финалы чемпионатов мира редко могут претендовать на звание лучшего, самого яркого матча турнира, особенно в последние три десятилетия. Слишком многое поставлено на кон, слишком много сил и нервов отдано футболистами на пути к решающей игре, слишком многого ждут болельщики по всему свету от завершающей схватки. Всего — слишком. Но, может, предстоящая в воскресенье в «Лужниках» встреча хорватов с французами выльется в футбольную феерию?
Упаси нас бог от прогнозов на этот матч, пусть этим занимаются букмекеры и поднаторевшие в телестудиях эксперты, научившиеся говорить подолгу и ни о чем. Давайте пойдем от обратного и, сравнивая предстоящий матч с другими, уже канувшими в историю финалами, попробуем представить, чего точно не будет предстоящим московским воскресным вечером.
Едва ли надо ждать обилия голов. Конечно, и у французской, и у хорватской сборной большой атакующий потенциал. Неугомонный Гризманн, открытие турнира юный Мбаппе — и неистовый Манджукич с мудрым Модричем на пару. Но уже по шесть игр за спиной, да и статистика по части результативности не слишком обнадеживает. Начиная с 1990 года в семи финальных встречах было забито лишь 10 мячей. Трижды для победы хватало одного-единственного гола, в том числе и на двух последних чемпионатах. Однажды матч завершился нулевой ничьей (в 1994-м так сыграли Бразилия с Италией, а в серии 11-метровых сильнее были бразильцы), еще раз, в 2006-м, был счет 1:1 (теперь уже итальянцы выиграли у французов в серии пенальти). 2:0 одолели бразильцы команду Германии в 2002-м. И только 20 лет назад в Париже французы крупно разбили Бразилию: 3:0. Всего же в 20 решающих матчах за Кубок мира за всю его историю был забит 71 гол.
По части грубости. Здесь тоже обойдется без кровопролития. Хотя хорваты на пути к финалу уже трижды играли в дополнительное время, к тому же имеют на целые сутки меньше на отдых и восстановление, и наверняка недостаток свежести они постараются компенсировать жесткостью. Но судьи научились удерживать страсти в пределах приличия. Так что повторения подвига Зидана, забодавшего Матерацци в финале-2006, мы не ждем.
Можно надеяться и на то, что не случится роковых судейских ошибок, повлиявших на исход решающего матча. А такое бывало в футбольной истории. Достаточно вспомнить хотя бы финал в Лондоне в 1966 году, когда советский арбитр Тофик Бахрамов, работавший на линии, дал сигнал о взятии ворот в сомнительной ситуации: мяч от верхней штанги отскочил в землю и вылетел в поле. Гол засчитали, англичане стали чемпионами мира, но до сей поры кипят споры по этому поводу между фанатами английскими и немецкими. Спорят уже дети и внуки тех, кто начинал яростную дискуссию полвека с лишним назад. Но тогда, в 1966-м, не было средств технического контроля, а сейчас целая бригада сидит у экранов и насквозь разглядывает каждый спорный эпизод. Прогресс...
Впрочем, несмотря на прогресс, все эти рассуждения — лишь прелюдия к действу, точно предугадать которое, к счастью, не дано никому. Иначе зачем бы мы, человечество, не отрываясь смотрели футбол весь этот месяц? И смотрели бы еще, но все праздники имеют свойство завершаться. А дальше — будни.
Кстати
Среди самых ярких впечатлений от ЧМ-2018 — болельщики, вся эта разноязычная, веселая, разрисованная во все цвета братия. А из них особенно выделялись латиноамериканцы. Уже можно резюмировать: колумбийцы, мексиканцы, бразильцы и перуанцы достойнейшим образом заменили фанатов из не прошедшей квалификацию Чили, которые влюбили в себя всю футбольную Россию прошлым летом. «Самара Арена» во время решающего матча за выход из группы между Колумбией и Сенегалом стала одним большим латиноамериканским фан-сектором. Который, без устали распевая: «Эввива Фалькао», на последних минут игры вдруг слаженно затянул «Эввива Руссия!!!»
Откуда вы взялись, ребята? Как пояснили корреспонденту «Труда» пара пожилых мексиканцев, правительство их страны объявило акцию для купивших билеты на матчи ЧМ: полет в Россию и обратно за 150 долларов. Похожие схемы практиковались в Колумбии и Перу. Они и помогли обеспечить поддержку команд из дальних стран. Может, и нашему правительству стоило бы обратить внимание на этот опыт? Не успеем оглянуться, как через четыре года забрезжит большой футбол под небом Катара. А туда тоже путь неблизкий...