Обрушившийся неделю назад на юг Краснодарского края страшный удар стихии загадал ученым нелегкую загадку. Как возникла — вдали от берега, у подножия горы — крутая стена воды высотой почти с трехэтажный дом? Ответ пришел, как ни удивительно, с орбиты.
Разгадку нашли специалисты при детальном исследовании снимков, сделанных с околоземной орбиты — с борта Международной космической станции. Об этом в эксклюзивном интервью «Труду» рассказал вчера Лев Десинов, один из авторитетнейших российских ученых в области изучения (в том числе с использованием космических снимков) поверхности нашей планеты: горных массивов, ледников, вулканов, пустынь, морей, океанов, рек, лесов...
Более 30 лет назад он возглавил лабораторию дистанционного зондирования Земли из космоса Института географии РАН. И с тех пор все снимки, сделанные с борта МКС нашими космонавтами, поступают сначала в эту лабораторию. Около четверти миллиона фотографий прошли через компьютер Десинова, который имеет репутацию специалиста высшего класса. В
Всю последнюю неделю Десинов изучал космические снимки, анализировал обстоятельства, приведшие к недавней трагедии на юге России.
— Вот, смотрите, — говорит Лев Васильевич, показывая большое фото. — На снимке, переданном с МКС, виден Крымск. На фотографии различимы детали размером 2 метра и более. Здесь разрушенные дома, а вот улица, площадь: По нашей просьбе в рамках программы «Ураган», осуществляемой Институтом географии совместно с РКК «Энергия» и НПП «Прогресс», космонавты проводили съемку Крымска и его окрестностей вскоре после катастрофы, а именно 9, 10 и 11 июля. Передали 144 детальные и обзорные фотографии района. Мы пока использовали 34. Остальные проанализируем в ближайшие дни. Но картина в целом уже ясна.
— Объект проводимого в этом случае мониторинга — гидрологический бассейн реки Адагум, на берегах которой и расположен Крымск. Бассейн, как видите, находится на юго-западе от города и занимает немалую территорию на северном склоне Маркотхского хребта в западной части Большого Кавказа. До Новороссийска отсюда всего 30 километров.
После сильных дождей на реке Адагум нередко образуется паводок. 8 апреля
Однако тот паводок, о котором я сказал, еще не вызвал крупных разрушений. Много было разговоров в Крымске о Неберджайском водохранилище. Показываю снимок, сделанный из космоса: водохранилище наполнено водой, которая доходит до края плотины. Но сама плотина не имеет повреждений. И другие водохранилища тоже выдержали натиск стихии.
Но в долине реки Баканка паводки вызвали разрушения.
Нас интересует Крымск. На пути к нему потоки воды встретили первое серьезное препятствие — насыпь железной дороги и мост. До города отсюда — 2,2 километра. Для мчащейся воды оставался проем между опорами моста — 30 метров. Казалось бы, немало. Но когда несется такой поток, наполненный ветками, деревцами, камнями, ширины этих ворот недостаточно. Проем быстро заполнился мусором, образовав что-то похожее на дамбу. В конце концов увеличившийся в объеме поток прорвал преграду, и паводковая волна дошла 6 июля к 22 часам 30 минутам до города. Но это еще не вызвало серьезных разрушений.
Однако ливень к 23 часам усилился, и новые массы воды устремились к городу. Насыпь железной дороги опять стала препятствием для бушующего потока. Все повторилось. Это заметно ухудшило ситуацию, однако не стало главной причиной катастрофы.
На южной окраине Крымска от трассы А-146 перпендикулярно к ней и поперек реки Адагум отходит шоссе. Его высота над уровнем реки — около 7 метров. Вот здесь и наступил критический момент. Дорога на протяжении 800 метров фактически образовала дамбу. Ворота для пропуска воды были как будто большими — 80 метров, но и этот широкий проем стал забиваться крупным и мелким мусором и в конце концов оказался полностью перекрыт.
Появившаяся плотина задерживала бушующий поток, вода поднималась все выше и выше. До трагедии оставалось всего ничего.
Когда колоссальный объем воды прорвал спонтанно образовавшуюся плотину, гигантская
Паводок накрыл более половины площади Крымска. Вот так около 3 часов ночи 7 июля в городе и произошло катастрофическое наводнение.
— Выходит, шоссе сыграло в этой трагедии роковую роль?
— Я бы сказал так: основной причиной катастрофы наряду с природными факторами стали препятствия в виде двух инженерных сооружений. Но главное препятствие — конечно же, шоссе, проложенное над долиной реки Адагум.
— Можно ли было предвидеть такое катастрофическое развитие событий?
— Этот вопрос вне моей компетенции. Но думаю, что при прокладке шоссейных и железнодорожных насыпей в районах, где бывают сильные паводки, необходимо делать более широкие ворота для пропуска мощнейших потоков воды. Это все поддается расчету.
— Последний вопрос не связан с катастрофой. Вы изучаете десятки тысяч космических снимков. Есть ли на сегодняшний день что-то необычное, привлекшее внимание специалистов?
— Конечно есть. Вот, например, в районе одного небольшого острова в Тихом океане мы обнаружили, изучая космические снимки, необычное явление. Рядом с островом под океанским дном непрерывно работает какой-то природный генератор колебаний. Остров как будто все время вибрирует, и от эпицентра постоянно расходятся концентрические волны высотой