Замысел создания под Москвой "Нового Иерусалима", или "Русской Палестины", принадлежал шестому Всероссийскому Патриарху Никону (1605 - 1681). В 1656 году на берегах реки Истры Патриарх Никон нашел живописное место с семью холмами. Саму реку он освятил как Иордан, холмы получили названия: Сион, Елеон, Фавор... В "Русской Палестине" появились в то время и Назарет, и Капернаум, и Рамская роща, и Гефсимания, и поток Кедрон, и Силоамская купель. На самом высоком холме - Сионе - лучшими русскими мастерами того времени, а также пленными и добровольными пришельцами, воздвигался монастырь с Воскресенским собором, который, по мысли Патриарха, "образом, мерою и добротою" уподоблялся бы величайшей христианской святыне - храму Гроба Господня (его называют также храмом Воскресения) в далеком Иерусалиме, откуда был прислан макет храма, выполненный из кипарисового дерева.
Как и в иерусалимской святыне, в Воскресенском соборе задумано было устроить подземную церковь и Голгофу, а в центре обширной ротонды - Кувуклию - часовню над Гробом Господним. Убранство собора должно было быть пышным и ослепительным, напоминая верующим строки из Апокалипсиса: "И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный, как невеста, украшенная для мужа своего..."
Таким и стал впоследствии Воскресенский собор, однако увидеть свое детище во всем великолепии Патриарху Никону не довелось. На Соборе 1666 года он в связи с созданием "Нового Иерусалима" был обвинен в грехе гордыни и даже в кощунстве. В наказание Патриарха сослали в дальние северные монастыри, где он провел 16 лет. Все это время строительные работы в "Новом Иерусалиме" не велись. Лишь в 1681 году ссыльному было разрешено вернуться в Новоиерусалимский монастырь. Кончина подстерегла Патриарха на пути в любимую обитель, в которой он и был погребен в августе 1681 года. Только теперь продолжилось создание "Нового Иерусалима"...
...Можно считать поистине чудом, что в послевоенные десятилетия XX века Воскресенский Новоиерусалимский монастырь вновь обретает былое величие. До 1994 года его единоличным "хозяином" оставался историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим" (музей здесь открылся в 1919 году, вслед за упразднением монастыря большевистской властью). А в упомянутом 94-м решением Священного Синода Русской православной церкви наместником монастыря был назначен архимандрит Никита (Латушко), который прежде нес послушание на Святой Земле - начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. По распоряжению правительства объекты монастырского комплекса начали передавать в пользование Церкви; а вместе с ними Церкви "передавались" и все дальнейшие заботы по их реставрации.
Первое, с чего начал наместник монастыря архимандрит Никита, - организовал очистку Воскресенского собора от мусора, его было вывезено 350 грузовиков. Потом начались реставрационные работы. За эти немногие годы поновлен подземный храм святых равноапостольных Константина и Елены, отреставрированы два придела под Голгофою, в одном из которых находится гробница Патриарха Никона. В декабре прошлого года Патриарх Алексий II освятил в Воскресенском соборе придел Успения Пресвятой Богородицы. Каждое завершенное дело радует братию монастыря, состоящую сейчас из пяти монахов и пяти послушников, радует православных паломников, приезжающих сюда не только из Подмосковья, но и со всей России.
Что на очереди? Скорее всего, реставрация громадной ротонды, проход в которую из центральной части Воскресенского собора забран "железным занавесом". Сквозь щели в нем можно видеть Кувуклию, терпеливо дожидающуюся прихода знатных мастеров. Как ни грустно об этом говорить, но в последние месяцы реставрационные работы в Воскресенском соборе замерли - из-за отсутствия финансирования.
Однако есть и добрая новость: в скором времени при поддержке ОАО "Газпром" начнется реставрация деревянной Богоявленской церкви в Гефсиманском саду, которая была передана монастырю несколько месяцев назад.
Хочется верить, что наш рассказ об истории и сегодняшнем дне "Русской Палестины" привлечет внимание православных людей к заботам о ее воссоздании. Любая посильная жертва будет воспринята с благодарностью.