Во вторник вечером замглавы российского правительства Дмитрий Рогозин выступил с заявлением, моментально вызвавшим широкий резонанс. С 1 июня, – сообщил он, – в нашей стране прекратится работа станций американской системы спутниковой навигации GPS.
Правда, – тут же отметил вице-премьер, – Россия может и не принимать таких мер, если Соединенные Штаты согласятся разместить на своей территории станции нашей, российской системы ГЛОНАСС. Дело в том, – пояснил он, – что РФ и США еще в прошлом веке договорились, что две крупнейших в мире спутниковых системы будут дополнять друг друга. С этой целью в Якутии, на Сахалине, Калужской области и еще семи субъектах федерации были построены 11 станций приема и передачи сигналов GPS. Они заработали еще в девяностые годы.
Они шпионят, а нам «нельзя»?
«Мы рассчитывали на то, что и российские станции, когда ГЛОНАСС будет полностью введен в строй, появятся на территории США, – рассказал Рогозин. – И вот, когда отечественная спутниковая система заработала, в Вашингтоне заявили, что российские станции будут не только обеспечивать коммуникацию навигационных сигналов, но и собирать некую разведывательную информацию, поэтому их появление в США недопустимо. Но ведь тем самым они признают, что и их станции в России – по сути, центры электронного шпионажа», – заявил вице-премьер.
Прекращение работы американского оборудования в российских регионах не скажется на качестве навигационных сигналов, получаемых пользователями в нашей стране, – заверил Рогозин. В ближайшее время, – сообщил он, – должны состояться переговоры, на которых российскую сторону будут представлять МИД и Роскосмос. Вопрос, по его словам, должен решиться в ближайшие три месяца.
«Надеемся, что в ходе этих переговоров будут найдены решения, которые позволят восстановить пропорциональное сотрудничество. Если же нет, то с 1 сентября работа этих станций будет прекращена окончательно», – подытожил Рогозин.
За разрешением на строительство нескольких станций системы ГЛОНАСС Роскосмос обратился к американским властям ровно два года назад. Однако за это время стороны так и не пришли к согласию. В немалой степени этому способствовала позиция американских спецслужб, которые заявили, что подобное оборудование может дать России преимущество в наведении ракет на цели, расположенные на территории США.
«Сделать можно, но зачем?»
Одним из первых на заявление Рогозина отреагировал глава Минпромторга Денис Мантуров. Он заявил журналистам, что не видит реальных причин приостанавливать работу станций GPS в российских регионах.
«Я сам прочитал об этом и, честно говоря, удивился чуть-чуть таким заявлениям, – сказал Мантуров. – Это можно сделать технически, но зачем?»
По его словам, глобальная система навигации является очень удобной для пользователей, и граждане России в этом плане – не исключение. «Это возможность дублировать спутник, – пояснил Мантуров, имея в виду апппараты ГЛОНАСС. – Вдруг какой-то спутник не сработает, тогда сработает GPS».
Санкции – тот же бумеранг
Рогозин, между тем, упомянул в своем заявлении не только о GPS, но и о перспективах развития космических программ с учетом санкций, введенных против России Соединенными Штатами. Речь, в частности, идет об ограничении поставок за океан ракетных двигателей и корректировке планов работы МКС.
«Санкции в современных условиях свидетельствуют о каком-то нездоровом политическом мышлении, – выразил свое мнение вице-премьер. – Соединенные Штаты пытаются сегодня не только сами ограничить сотрудничество с Россией, но и давят на все в той или иной мере зависимые от них страны. Дошло до того, что американцы запрещают западноевропейцам передавать России космические аппараты, построенные по российским заказам, если в них есть хоть что-то, сделанное в США».
Однако, – добавил Рогозин, – современный мир устроен так, что санкции, принимаемые одним влиятельным государством по отношению к другому, не могут не ударить бумерангом и по их инициаторам. Именно так произошло с ракетными двигателями НК-33 и РД-180: как известно, Штаты закупают их в России для нужд НАСА. На волне заявлений о санкциях американцы сообщили было, что отказываются дальше приобретать агрегаты. Однако скоро выяснилось, что аналогов НАСА найти не может. Так что соглашение о поставках решили оставить в силе.
Еще одним «островком неприкосновенности» для американцев оказалась МКС: дело в том, что устройство станции позволяет российскому сегменту нормально работать без американского. А вот американский функционирует, лишь когда действует российский.
Разумеется, – отметил Рогозин, – сворачивать свою деятельность на МКС Россия не станет ни при каких обстоятельствах. «Под угрозу жизни астронавтов и космонавтов не поставим, – пообещал он. – До 2020 года все заявленные ранее планы по МКС будут выполнены». А вот после двадцатого года, – добавил вице-премьер, – эти планы, скорее всего, будут существенно скорректированы.