РЖД объявляют войну безбилетникам

Этим летом давка на перронах пригородных поездов Московского и Петербургского направлений обеспечена

Не успели пассажиры оправиться от январского подорожания билетов на электрички, как РЖД подготовили для них новый сюрприз. С 1 июня в каждом вагоне состава будет введен пропускной режим. Таким образом «Российские железные дороги» планируют искоренить безбилетников.

О том, что с началом летнего сезона в электричках будет запущена новая технология по отлову безбилетников, заявил начальник департамента пассажирских перевозок РЖД Геннадий Верховых. Он добавил, что в первую очередь это коснется Мытищ и Казанского направления.

Новшество заключается в том, что при входе в электричку у пассажиров будут проверять наличие билета. Подобную практику в качестве эксперимента обкатали в начале года в пригородных поездах Тверского направления.

На конечной станции в каждом вагоне состава перекрывали одну из двух дверей, поэтому пассажиры могли войти только через один вход. У него дежурили кондуктор, который просил каждого входящего пассажира предъявить билет, и сотрудник охранного предприятия (ЧОПа). Если у гражданина отсутствовал проездной документ, его не пускали в вагон. По одному кондуктору и охраннику присутствовало в каждом вагоне состава на протяжении всего маршрута. После отправления поезда открывали второй выход, поэтому на всех остальных станциях посадка и высадка производились через обе двери. При этом кондуктор по-прежнему следил, чтобы в поезд не проникали зайцы. По словам Геннадия Верховых, эксперимент оказался успешным: выручка в первый день его проведения возросла втрое. Летом новые правила будут введены на пригородных поездах Московского и Санкт-Петербургского железнодорожных узлов.

Зайцы с плоскогубцами

Как рассказал «Труду» председатель профсоюзного комитета российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников МЖД Дмитрий Русинович-Русак, это уже не первая кампания по борьбе с безбилетниками. Сегодня они составляют 30–40% пассажиропотока в пригородных поездах. Однако каждый раз, по его словам, удается только на время снизить их численность, так как нарушители тут же находят обходные пути. Например, во время эксперимента на Тверском направлении люди стали садиться не на конечной, а на станцию позже. Достаточно плоскогубцев в сумке, чтобы открыть вторую заблокированную дверь, признается Русинович-Русак.

Также он добавил, что для обеспечения каждого вагона поезда кондуктором придется расширять штат, а это дополнительные расходы. «Кампания не столько рассчитана на прямой эффект от ее реализации, сколько на психологическое воздействие на граждан», — говорит эксперт. По его словам, сегодня кондуктор не имеет права штрафовать безбилетников, а может только высадить из поезда. При этом нарушитель, зная об этом, просто дожидается следующего поезда. «Если кондукторы будут не просто ловить нарушителей, а тут же наказывать рублем, то в следующий раз гражданин задумается, не выйдет ли дешевле купить билет», — резюмировал глава профкома.

Данный эксперимент РЖД по отлову зайцев, возможно, станет последним. Со следующего года железные дороги прекратят дотировать пригородные перевозки, которые убыточны при действующих расценках. Если эти затраты не возьмут на себя регионы, следует ожидать либо сокращения числа электричек, либо роста цен. Пока регионы молчат.

Цифры

За бортом

На перроне с билетом и саженцами

В летний период за счет дачников пассажиропоток возрастает в среднем на 20%. При введении пропускного режима в вагонах на то, чтобы все желающие вошли в поезд, неминуемо потребуется больше времени. По оценке кондукторов, на проверку билетов у 30 человек уходит примерно пять минут. Учитывая, что один вагон пригородного состава вмещает 150–200 человек, на то, чтобы в час пик проверить билеты всех входящих, уйдет около получаса. В пресс-службе РЖД «Труд» заверили, что проверки не отразятся на расписании: прибывать на начальную станцию и отбывать состав будет по-прежнему строго по времени.

«Машинист закроет двери ровно по графику, даже если кто-то не успел войти, а такие будут», — заявил «Труду» председатель профсоюзного комитета Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников МЖД Дмитрий Русинович-Русак.

Фокус «Труда»

Вагонная арифметика

В настоящее время в компании «РЖД» работают 1,3 млн. человек. Из них 2 тысячи контролеров, они обслуживают 11 направлений МЖД и 11 направлений Октябрьской железной дороги. Каждые сутки по пригородным маршрутам обеих столиц курсируют 6 тысяч поездов, в каждом из которых от 10 до 12 ва-гонов. Один контролер за смену успевает проинспектировать около 80 ва-гонов.

Чтобы с 1 июня обеспечить каждый из вагонов на Московском и Петербургском направлениях одним охранником и одним контроле-ром, РЖД необходимо вос-полнить нехватку 142 тысяч сотрудников. Сейчас в МЖД всего работают 73,6 тысячи человек, а на направлениях Октябрьской железной дороги — почти 76,9 тысячи человек. Ежемесячная зарплата контролера составляет 25 тысяч рублей (вместе с премиями). В 2008 году РЖД сократили 39 тысяч человек, в том числе работников пригородных линий.