"У спецназа чешутся руки"
Правда, для начала сухопутной операции нужно принципиальное решение администрации Барака Обамы. Президент пока хранит молчание. Молчание, которое многими в США трактуется как размышление о возможности такой операции.
"У наших спецназовцев чешутся руки, чтобы зачистить пиратов и защитить американских граждан", - заявил известный американский дипломат Роберт Оукли. Он больше чем кто бы то ни было осведомлен о планах Вашингтона в Аденском заливе, где в последние несколько недель пираты резко активизировали свою деятельность и каждый день захватывают по несколько судов. В свое время Роберт Оукли был спецпосланником США в Сомали. "Если приказ будет дан, то отряд спецподразделения "Дельта" сможет разобраться с пиратами за 72 часа", - прогнозирует он.
Пойдет ли Белый дом на столь радикальный шаг? Барак Обама уже трижды отказывался отвечать на вопросы журналистов относительно того, какие меры предпримет его администрация в ответ на захват пиратами американского гражданина, капитана судна Maersk Alabama Ричарда Филлипса.
Напомним: судно Maersk Alabama, которое везло в Уганду и Сомали гуманитарные грузы и работало в том числе по контрактам с Пентагоном, было захвачено на прошлой неделе. Однако капитан уговорил пиратов отпустить экипаж и судно в обмен на себя. Его попытки сбежать, равно как и попытки судовладельца провести переговоры о выкупе (называется сумма в 2 миллиона долларов), провалились. Теперь к контактам с сомалийскими преступниками собираются подключить старейшин, однако не факт, что их участие приведет к результатам - в большинстве аналогичных случаев их вмешательство не помогало.
Впервые за 200 лет
"Ситуация тщательно отслеживается" - только этими словами и ограничиваются сейчас американские официальные лица, отвечая на вопросы о шагах, которые они собираются предпринять или уже предпринимают в связи с захватом американского капитана.
В минувшие выходные у Белого дома появился еще один повод применить жесткие меры. Пираты захватили еще одно американское судно. Владелец этого буксира - американская компания. Вашингтон впервые за 200 лет столкнулся с проблемой пиратства. До сих пор в руках сомалийских пиратов американских граждан не было. И Пентагон вполне справедливо опасается, что это только начало.
"Черные ястребы"
После этих двух захватов в американском минобороны и других силовых структурах активизировались "ястребы", которые призывают президента прибегнуть к сухопутной операции. Другое дело, что у такого кардинального решения немало противников. Ведь отряду "Дельта", который теоретически может быть задействован в Сомали, уже приходилось участвовать в спецоперации на территории этой страны. Эта операция 1993 года, известная как "операция в Могадишо" (ставшая знаменитой после фильма "Падение "Черного ястреба"), закончилась большими потерями с американcкой стороны, а в конечном счете привела к выводу американского ооновского контингента из зоны конфликта. Решение о выводе принимал тогдашний глава Белого дома Билл Клинтон под давлением общественности, предрекавшей, что Сомали может превратиться во второй Вьетнам. Клинтона призывали не становиться - как тогда, во Вьетнаме, - заложником гражданского противостояния внутри иностранного государства.
Пойдет ли миротворец Барак Обама на наземную операцию в нынешних условиях? Тем более что в его планах не начинать новую войну, а закончить предыдущую - развязанную его предшественником Джорджем Бушем в Ираке. У президента сейчас другая проблема - Афганистан. Борьба с афганским терроризмом стоит номером один в приоритетах Белого дома.
Другой альтернативы нет?
У "ястребов" есть неоспоримый аргумент в пользу вторжения в Сомали. Наземная операция - единственный действенный способ справиться с пиратами. Никакие другие меры, уже задействованные международным сообществом, не помогают.
Вооружить команды кораблей, которые идут через Аденский залив, невозможно - в противном случае эти суда из разряда гражданских автоматически перейдут в разряд военных, что создаст массу проблем при заходе в иностранные порты. Пара десятков военных кораблей из разных стран, которые находятся в зоне, действительно отбивают ряд нападений, но далеко не всегда. Наконец, отправлять корабли другими маршрутами невозможно. Альтернативы Аденскому заливу нет: ни Транссиб, ни Северный морской путь, ни путь вокруг Африки не подходят. Первый не сможет перевести даже 15% того груза, который идет через Аденский залив. Второй не действует большую часть года - на Севере навигация длится четыре-пять месяцев максимум. Путь же в обход Африки - слишком длинный и дорогой для судовладельцев.
- Да, силовое решение будет эффективным. Может быть, единственным эффективным выходом, - говорит "Труду" капитан 2 ранга запаса Александр Щербаков. - Однако вряд ли после провальной операции 1993 года военные и политики США возьмут на себя такую ответственность.
Цитата
Виктор Никольский
Капитан сухогруза "Фаина"
"Это только бизнес"
- Я очень сочувствую захваченным морякам. Сам прошел через этот кошмар и не понаслышке знаю, каково это - долгие месяцы находиться в плену у пиратов, - поделился с корреспондентом "Труда" Виктор Никольский, капитан украинского сухогруза "Фаина"; он провел четыре месяца в плену у сомалийских флибустьеров. - Здесь главное - выдержка и самообладание: нельзя поддаваться на провокации, нельзя терять надежду. Нужно научиться ждать. А вот громогласные заявления американцев о необходимости штурмовать корабли с заложниками очень опасны. Они ведь тем самым предупреждают пиратов о готовящейся акции, а те в долгу не останутся. В этом случае захваченным членам экипажа может грозить реальная опасность. Лучший вариант - провести секретную операцию, а потом сообщить о ее результатах: было освобождено столько-то человек, столько-то пиратов убито или арестовано...
Хроника
11 апреля в плен попало принадлежащее американскому владельцу буксирное судно, шедшее под флагом Италии. На борту 16 человек.
9 апреля пираты захватили судно Maersk Alabama под американским флагом. В заложники к пиратам попал 21 гражданин США. Морякам удалось взять в плен одного из бандитов, после чего контроль над судном был восстановлен. Однако капитан Ричард Филлипс остался в заложниках.
6 апреля. Захвачены британское грузовое судно Malaspina Castle и тайваньский траулер MV Win Far 161. На борту британского судна экипаж из 24 человек, в составе которого граждане Болгарии, России, Украины и Филиппин. На борту судна из Тайваня - 29 членов экипажа.
5 апреля в плен попали йеменский буксир с семью членами экипажа и германский контейнеровоз Hansa Stavanger. Экипаж последнего состоит из 24 человек: 4 гражданина Германии, 2 - Украины, 14 - Филиппин, 3 - России.
4 апреля захвачена яхта под французским флагом. На борту судна находилась семейная пара с трехлетним ребенком и двое их знакомых. Французские военные взяли яхту штурмом - один заложник в результате перестрелки погиб.
1 апреля в плен попало круизное судно Indian Ocean Explorer. Пассажиров успели высадить, в заложниках остались 6 членов экипажа.
26 марта пираты захватили норвежский танкер Bow Asir и греческий химический танкер Nipayia. 10 апреля он был освобожден за выкуп в размере 2,4 млн. долларов. На борту греческого танкера 19 человек, капитан - гражданин России и 18 граждан Филиппин.
В плену остаются шесть россиян
В настоящий момент в плену у пиратов остаются шесть граждан России. Это капитан греческого танкера Nipayia, захваченного 26 марта. Трое находятся на борту немецкого контейнеровоза Hansa Stavanger, попавшего в плен 5 апреля. Это старший помощник, второй механик из Санкт-Петербурга и старший механик из Калининграда. Как минимум еще двое - на британском грузовом судне Malaspina Castle, захваченном 6 апреля.