Исследования показывают, что каждый пятый российский школяр не в состоянии ее усвоить. Впрочем, ее недостатки активно компенсируются дополнительным платным образованием — в него сейчас вовлечены до 70% учащихся. Рынок этих услуг уже тянет на 150 млрд рублей и не собирается останавливаться на достигнутом. Учитывая размер бюджетных трат на бесплатное среднее образование, это как минимум странно.
На начало 2020 года в России насчитывается более 15 млн школьников. Мониторинги Российской академии народного хозяйства и госслужбы говорят о том, что как минимум 15-20% учеников сегодня не в состоянии справиться с предлагаемой им в школе программой обучения. Зато параллельно с системой бесплатного общего образования в России процветает образование платное, где к следующему году будут «крутиться» уже 175 млрд рублей.
Откуда они там взялись, эти деньги? А вот откуда: родители на российских просторах на редкость единодушны в оценке нашего школьного образования: 70% не удовлетворены качеством преподавания отдельных предметов, еще 30% не устраивает система в целом. Совсем довольных просто не обнаружено. Вот и тратятся мамы и папы, а заодно и бабушки с дедушками на внеклассное образование своих чад, чтобы исправить огрехи и недочеты школы. В результате около 70% российских школьников интенсивно учатся после уроков!
Вообще-то в дополнительном образовании — что платном, что бесплатном — ничего зазорного нет. Но не будем забывать, что далеко не у всех есть деньги в семейном бюджете, чтобы оплачивать детям репетиторов и курсы. И думать, что деньги эти появятся, наивно. Да и мозги у наших мальчишек и девчонок не резиновые.
По данным РАНХиГС, на рынке дополнительного платного школьного образования более всего востребованы услуги репетиторов по русскому языку, математике и английскому. С первыми двумя предметами понятно (обязательные дисциплины для сдачи ЕГЭ!), а ситуация с английским свидетельствует о неспособности школы в рамках базового курса обеспечить освоение языка.
Задача школы — дать ученикам набор знаний, навыков и умений, как самодостаточный, так и применимый для получения дальнейшего образования. Почему же они не в состоянии в отведенное школьной программой время усвоить предлагаемый курс? Вины детей в этом нет, их базовые способности к усвоению новой информации за последние 20 лет едва ли радикально изменились в худшую сторону. Корень зла надо искать и в качестве преподавания, и в количестве обязательной информации. Школьная программа перегружена настолько, что невольно возникает ощущение: основная задача каждого педагога состоит в том, чтобы здесь и сейчас впихнуть в воспитанников как можно больше. А там хоть трава не расти...
Впрочем, с точки зрения наших чиновников от образования, дела в российских школах идут просто блестяще. Качество освоения школярами учебных программ регулирует Федеральный стандарт, так называемый ФГОС. Эффективность образования определяется по результатам ЕГЭ, до которого большая часть «проблемных» детей попросту не доходят. Таким ученикам с восьмого класса нередко и неофициально обещают помощь в сдаче младшего брата ЕГЭ — ОГЭ, с тем чтобы они не подавали документы в 10-й класс. Соответственно, до выпускных школьных экзаменов доходят только те, кто хоть как-то способен показать на этих испытаниях приличные результаты.
Понятно, такие ухищрения хороши для статистики. Но красивые цифры никак не отражают реального положения дел в системе школьного образования, которое без серьезного пересмотра учебных программ превращается в бесполезный артефакт, отнимающий время и ограничивающий возможности развития детей. И заставляющий родителей тратить все больше денег из и без того худеющего на глазах семейного кошелька на получение их чадами реальных знаний.