На посту главы департамента культуры Москвы Сергея Капкова сменил Александр Кибовский, возглавлявший Мосгорнаследие. В интеллигентском стане разноголосица: кто-то скорбит о конце эпохи креатива, кто-то в восторге от прихода профессионала, есть и скептически шипящие о том, что шило сменили на мыло... Но в основном Сергею Капкову, преобразователю Чукотки, некогда пожертвовавшему депутатским мандатом Госдумы ради скромного поста директора парка Горького, заполучившему в итоге портфель министра культуры Москвы, поют осанну как победителю совковости. Поминают парки, городские праздники, ночи в музеях и библиотеках и много что еще.
Но у этой медали есть вторая сторона. Старые парки превращены в ухоженные, но безликие «культурные пространства», каких в Европе пруд пруди от Стокгольма до Ниццы. «Ночь в музее» стала ежегодным кошмаром для музейщиков, ищущих управу на толпы архаровцев с пивом и селфи на фоне полотен Сурикова, чучел мамонтов и моделей космических аппаратов. На мой старорежимный взгляд, эффективность музея не измеряется количеством посещений: шариковых хоть каждый день в Третьяковку води, людьми не станут. И с «библионочами» та же история: ритуальные пляски вокруг книжных полок и медиапроекторов имеют мало общего с воспитанием любви к чтению...
Явление Кирилла Серебренникова в Театр имени Гоголя, где труппу под шумок все-таки выкинули в никуда, подается как яркий пример победы нового над косным. Да, теперь у господина режиссера есть площадка для исследования тонких душевных материй современности вроде насилия, порно и гомофилии. Примерно тем же занимались питомцы «Школы театрального лидера» и ратоборицы за актуальный театр Евгении Шерменевой в многострадальном Театре на Таганке, устраивая для школьников ролевые игры на тему «Я беременна» или «Я гей».
Руководящий «гений, парадоксов друг» не устает удивлять кадровыми перестановками: во главе зоопарка возникает мелкий банковский клерк, директором музея Булгакова (литературным!) назначается кандидат исторических наук, специализирующийся на проблемах экономики, а музеем Маяковского рулит уволенная за профнепригодность сотрудница музея изобразительных искусств...
Прогрессивная общественность рыдает о крушении «хрупкой иллюзии Европы», которую Сергею Капкову удалось сотворить в короткое время. Утрите слезы! Его преемник — экс-руководитель департамента охраны культурного наследия Александр Кибовский (потомственный дворянин, род которого уходит корнями во времена царя Алексея Михайловича), продолжит дело превращения русской столицы в цивилизованный европейский мегаполис. Вопрос в другом: сохранит ли она при этом свое неповторимое лицо?
Да, Александр Владимирович с полным основанием говорит, что в Москве за последние годы отреставрировано 196 памятников архитектуры. И что при нем столичное правительство выделило на поддержку памятников в десятки раз больше, чем при предыдущей администрации. Мы видели в телесюжетах, как трудами Мосгорнаследия сносится незаконная дюралевая мансарда над домом в Оружейном переулке, где родился Борис Пастернак, как идут раскопки во внешне не выдающемся строении XVIII века в Столовом переулке... Но были и другие, негромкие сюжеты. Снос дома Мельгунова на Арбате (в охранной зоне!), одного из старейших зданий Москвы, переживших пожар 1812 года (на его месте строится «многофункциональный жилой комплекс»). Втихую лишали охранного статуса дом деда Льва Толстого на Воздвиженке — «дом старика Болконского». Без должного контроля археологов спешно засыпали котлован на месте, где некогда стояла Успенская церковь, которую Наполеон называл «русским Нотр-Дамом»...
Преобразовывать культурное пространство — это не только строить, но и сохранять. Остается лишь надеяться, что Александр Кибовский, бесспорно, крепкий профессионал, сможет противостоять давлению обстоятельств не только в тех случаях, когда защитить интересы культуры относительно легко и приятно, но и в тех, когда понадобятся и личное мужество, и профессиональная совесть.