Главная Работа 00:07 13 Февраля 2015 5220
Не туда залетели

Наша гражданская авиация расплачивается за чужие самолеты

Анатолий Журин

20 лет наши авиакомпании закупали боинги и аэробусы, которые практически полностью заменили в парке «илы» и «тушки». Теперь пришло время платить по счетам всем, кто не слышал призывы к поддержке отечественной промышленности и импортозамещению. Перед угрозой банкротства авиакомпании сокращают маршруты полетов, летчиков и обслуживающий персонал. А ведь еще прошлой осенью в Шереметьево с помпой представляли Клауса Дитера Рольфса, первого иностранного пилота пассажирского самолета «Аэрофлота». За ним последовали другие летчики-иностранцы.

Ничего удивительного, что вопрос политики импортозамещения так остро встал именно в гражданской авиации. Ведь билеты пассажирам продаются за рубли, а платить за лизинг и техническое обслуживание приходится в валюте. В пересчете на евро и доллары выручка авиакомпаний упала практически вдвое. Сократился туристический поток за рубеж, банкротятся туроператоры, что также сказывается на авиационных перевозках.

Именно об этом шла речь на заседании трехсторонней комиссии по трудовым отношениям, которая бьет тревогу в связи с угрозой массовых сокращений персонала в отрасли. «В настоящее время на рынке труда уже происходит высвобождение более 200 командиров воздушных судов, — сообщила зампредседателя ФНПР Нина КУЗЬМИНА. — А всего из числящихся в авиакомпаниях 14,6 тысячи пилотов около 500 получили извещение о предстоящем увольнении с летной работы».

Особо чувствительный удар нанесен «ЮТэйр», авиакомпании «Волга-Днепр», «Московии», «Полету», «Оренбургским авиалиниям», «Ай Флай». «Оренбургские авиалинии» планируют уволить 700 человек, из них 110 пилотов, «ЮТэйр» — 1,5 тысячи человек авиаперсонала, в том числе 300 пилотов. По данным ФНПР, полностью прекращены полеты компании «Ак Барс Аэро», в «Ай Флай» планируют уволить 25-30% сотрудников. Сокращен летный отряд в авиакомпании «Мордовия»...

В начале недели на встрече в Минтрансе обеспокоенные лидеры профсоюза летного состава пытались выяснить, что власти делают для предотвращения спада и сохранения кадров. В ответ услышали расплывчатое: «Рынок есть рынок, а время сейчас сложное». Зато прозвучали упреки, что профсоюз сгущает краски, представляя исход пилотов как массовое явление.

Участвовавший на встрече с министром транспорта Максимом Соколовым президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь ДЕЛЬДЮЖОВ удручен происходящим: «Создается впечатление, что никто нас не слышит и слышать не собирается. В министерстве никак не отреагировали на предложение президента проф-союза пилотов РФ Мирослава Бойчука выделить целевую помощь именно тем авиакомпаниям, чей персонал больше других пострадал от кризиса, например «ЮТэйру». Более того, в ведомстве соглашаются с увольнениями, считая это оптимизацией личного состава. Чиновников не волнует, даже если пилоты станут искать себе работу за границей. А ведь на их обучение и подготовку в свое время были истрачены государственные деньги, причем большие».

На этом фоне странно выглядит политика некоторых крупных перевозчиков. Как сообщила пресс-служба «Аэрофлота», руководство авиакомпании получило 1,5 млрд рублей вознаграждения — вдвое больше, чем годом ранее. А ведь эффективность управления компанией вызывает большие вопросы, хотя ее руководители и продекларировали 13,1 млрд рублей годовой прибыли за прошлый год. Но при этом группа компаний «Аэрофлот», куда входит еще и семь «дочек», за девять месяцев отчитывалась об убытках на 3,56 млрд рублей. Существенно возросла в 2014-м и кредитная нагрузка, поскольку самолетный парк крупнейшего перевозчика на 90% состоит из импортных машин.

Между тем в «Аэрофлоте» продолжают работать 22 иностранных пилота, которых, судя по всему, проблемы отрасли не касаются. Когда профсоюзы про это напомнили на встрече с министром, ответ был однозначный: «Решение приглашать иностранцев принято. Кризис не вечен — пройдет время, и потребность в кадрах снова возникнет». Из чего можно сделать вывод, что воздушным гастарбайтерам сокращения не грозят. Хотя немец Клаус Дитер Рольфс, первым занявший место за штурвалом лайнера «Аэрофлота», куда-то запропастился.

Кризис, разумеется, не вечен. Но это совсем не повод, чтобы усугублять сегодняшние трудности ошибочными решениями. Как тут не вспомнить пролоббированную прошлым летом поправку в Воздушный кодекс, распахнувшую иностранцам двери в кабины наших лайнеров. Казалось бы, самое время дать задний ход сомнительной инициативе, особенно на фоне нарастающих санкций и разговоров об импортозамещении. Во-первых, это необходимо для российской системы подготовки пилотов, которая из-за падения спроса на кадры может быть окончательно разрушена. Во-вторых, для безопасности самих полетов. В штатной ситуации международный экипаж общается между собой и землей на английском языке, а при форс-мажоре, как говорят психологи, срабатывает фактор стресса, и каждый интуитивно переходит на родной язык — помните провал радистки Кэт в «Семнадцати мгновениях...»?

Как нам стало известно, депутат Госдумы Михаил Дегтярев подготовил законопроект, отменяющий разрешение российским авиаперевозчикам нанимать иностранных пилотов. Он считает, что это решение приняли «в угоду практически одной компании, по сути, перекрывшей дорогу многим профессиональным российским пилотам». Собственно, так и вышло: иностранцы пока летают только в «Аэрофлоте». Но ведь и он не может себя ощущать в полной изоляции от кризиса. Так, например, в де-кабре вдвое сократилась частота рейсов «Аэрофлота» в Бангкок, обычно весьма загруженных в это время. А еще раньше из компании ушла большая часть персонала, обслуживавшего поставленные на прикол российские Ил-96.

Остается добавить, что отечественные авиаперевозчики постановлением правительства занесены в список 119 системообразующих предприятий, которые в кризисной ситуации могут рассчитывать на поддержку государства. И это правильно, поскольку огромная страна не может существовать без регулярного авиасообщения. Однако перед оказанием поддержки из бюджета, который формируется в том числе за счет наших налогов, следовало бы спрашивать с тех, кто посадил столь важную отрасль на импортную иглу.

Источник: «Эксперт»

 

Кстати

В результате обесценения рубля стоимость новых российских лайнеров практически сравнялась со стоимостью подержанных иностранных самолетов, выпущенных 15-20 лет назад. А стоимость новых боингов и аэробусов в рублевом выражении в 2-3 раза выше, а с учетом пошлин — в 3-4 раза. Но этим выигрышем воспользуются только те авиаперевозчики, которые размещали заказы на российских заводах.

Голоса

Алексей Синицкий, эксперт, главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение»

— Падение курса рубля ведет к снижению пассажиропотока и сокращению доходов авиакомпаний, особенно их валютной компоненты, от международных перевозок. В то же время существенная часть расходов авиакомпаний — прежде всего лизинговые платежи и оплата услуг по техническому обслуживанию и ремонту самолетов — зафиксирована именно в валюте. То есть доходы резко падают, а расходы стремительно растут. Плюс к тому перевозчики вступили в новые авиационные реалии с чрезмерной долговой нагрузкой и избытком провозных емкостей. В результате необдуманных действий по замене авиапарка на импортные самолеты отрасль оказалась под огромным давлением санкций. А это может похоронить всю нашу гражданскую авиацию. Так уже было с Ираном.

Вадим Олейников, эксперт комитета по транспорту ГД РФ

- Несмотря на санкции со стороны Запада, нет ни четкой программы развития отрасли, ни продуманной кадровой политики. Прошлым летом была надежда на возрождение регионального самолета Ил-114, который, как говорил вице-премьер Дмитрий Рогозин, поставят на конвейер в Самаре. Но вдруг из ОАК в ильюшинскую фирму приходит новый гендиректор Сергей Сергеев и заявляет о новых планах - мол, не нужны нам ни Ил-114, ни Ил-112, мы теперь начнем создавать новый самолет Ил-212. Так это мы уже проходили — браться за новое, не доведя до ума старое! И совершенно очевидно, какой на выходе будет результат.

Российским аэропортам грозит дефицит авиадиспетчеров и другого обслуживающего персонала

Анатолий Журин
Труд
Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

Российские аэропорты в ближайшее время могут столкнуться с массовыми увольнениями авиадиспетчеров и другого обслуживающего персонала. Об этом корреспонденту «Труда» сообщил президент Федерального профсоюза авиационных...

Российскую экономику спасет женский труд. Такое уже случалось в нашей истории, и вот опять...

Александр Киденис
Труд
Как призналась одна из представительниц этой профессии, относиться как к равной начали только после 10 лет работы. Фото: Елена Сикорская, globallookpress.com

Женщины могут стать «новым золотом» в решении проблемы кадрового кризиса производственных отраслей российской экономики. К такому выводу пришли аналитики компании «Экопси Консалтинг», изучив новые тенденции...

В органах внутренних дел – вернее, из оных – наблюдается повальное бегство опытных участковых

Алекс Зверев
Труд
В руководстве МВД нарисовали картину кадрового дефицита, близкую к катастрофической. Фото: Илья Московец/Ura.ru, globallookpress.com

В прошлом году из полиции уволилась половина опытных участковых, общее количество вакансий по ведомству превысило 172 тысячи единиц, из-за чего количество ежесуточных нарядов сократилось на четверть. Такую близкую к катастрофической...

Как следует из соцопросов, 99% россиян хотели бы достойно жить на пенсии, но 89% не готовятся к «периоду дожития»

Евгений Акатов
Труд
Фото: Александр Легкий, globallookpress.com

Согласно исследованию, проведенному НПФ «Эволюция» совместно с Финансовым университетом при правительстве, 99% респондентов хотели бы, как ни удивительно, достойно жить на пенсии. Однако 89% не готовятся...

Оказалось, что в наш сериальный век для того чтобы стать киноактрисой, достаточно иметь чемодан, коньки и говорить по-китайски

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Однако, как выяснилось, для кино - и халат халату рознь! Фото: Jochen Tack/imagebroker.com, globallookpress.com

Когда-то я наивно полагала: для того чтобы стать киноактрисой, нужны талант, молодость и яркая внешность. А оказалось, что в наш сериальный век достаточно иметь чемодан, коньки и говорить по-китайски. Российская «фабрика...

Кроме того, выяснилось, что социальные пособия в стране получает гораздо больше народу, чем в ней живет

Фото: Aaron Schwartz/Consolidated News Photos, globallookpress.com

Глава департамента эффективности государственного управления (DOGE) в администрации президента США Илон Маск заявил, что в системе социального обеспечения страны числятся как живые люди, которым по несколько сотен лет от роду. «Согласно...

Работа 00:09 / 07 Марта 2025 4085
Чего хочет женщина?

Суфражистки прошлого века сейчас бы плакали, потому что бороться им не за что

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Фото: Jacqui Henshaw/moodboard, globallookpress.com

Я зависла вниз головой на йоге в гамаках. Вокруг меня, словно летучие мыши, покачиваются женщины ХХI века. Мир перевернулся, а для гармонии и мы вместе с ним. Изо всех сил пытаюсь ни о чем не думать...

Преференции в получении вида на жительство – адресная мера, которая должна предоставляться специалистам с редкими компетенциями, подчеркнули в ведомстве 

Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

Список профессий, дающих иностранным гражданам возможность в упрощенном порядке получать вид на жительство в России, предложили сократить до 31 позиции вместо нынешних 203. С соответствующей инициативой, по данным РИА Новости, выступило Министерство...

Ранее жители Череповца пожаловались на завоз шести тысяч мигрантов для строительства промышленного объекта

Фото: Илья Московец/Ura.ru, globallookpress.com

Власти Вологодской области ввели запрет на привлечение иностранных рабочих к строительным работам в регионе. Как сообщает ТАСС, на официальном правительственном портале правовой информации опубликовано соответствующее постановление губернатора...

«Приоритет здесь — безопасность общества и граждан, сбережение нашей культурной идентичности», - подчеркнул президент

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Президент России Владимир Путин потребовал от сотрудников правоохранительных органов выявлять и пресекать деятельность каналов нелегальной миграции. Об этом сообщает ТАСС. «Серьезные задачи стоят перед МВД в миграционной сфере. Приоритет...

У выходца из Узбекистана Аваза Ибройимова остались четверо детей; их мать через суд требует с экс-работодателей мужа компенсацию по утере кормильца. Она обратилась в правоохранительные органы с заявлением о привлечении к ответственности виновных в гибели супруга

Николай Добров
Фото: © Sergey Elagin, globallookpress.com

Осенью 2021 года на стройплощадке в Калининградской области погиб рабочий-мигрант из Узбекистана Аваз Ибройимов. СМИ много писали об этой истории; из публикаций известно, что рабочий сорвался с большой высоты на строящемся объекте на острове...

Как пояснил глава ведомства Антон Котяков, выходные 23 февраля и 8 марта перенесут на майские праздники 

Фото: © Alexander Legky, globallookpress.com

В этом году работающие россияне останутся без сокращенных рабочих недель в связи с празднованием Дня защитника Отечества – 23 Февраля – и Международного женского дня 8 Марта. Оба праздника в 2025-м выпадают на выходные дни. Как сообщил...

Эта мера коснется более четырех миллионов пенсионеров

Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

С 1 апреля социальные пенсии будут увеличены на 14,75%. Об этом, как сообщает ТАСС, рассказал член комитета по бюджету и налогам Государственной думы Никита Чаплин (партия «Единая Россия»). «Индексация социальных пенсий -...

Увеличивается норматив финансирования на каждого ученика

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Учителя подавляющего большинства школ Москвы будут получать более высокую зарплату. Об этом заявила в эфире телеканала «Россия 1» заместитель мэра российской столицы по вопросам социального развития Анастасия Ракова. «Учителя,...

Конституционный суд удовлетворил соответствующую жалобу жительницы Санкт-Петербурга

Фото: Jochen Tack/imagebroker.com, globallookpress.com

Конституционный суд (КС) России признал право на получение пенсии по потере кормильца детьми, которые были зачаты путем экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) после смерти отца. Об этом сообщает РИА Новости. «Конституционный суд признал...

«До 2030 года нам нужно еще дополнительно вовлечь в экономику порядка 800 тысяч человек», - заявила вице-премьер

Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

До 2030 года на российский рынок труда необходимо привлечь дополнительно 800 тысяч человек. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявила вице-премьер правительства РФ Татьяна Голикова. «На период до 2030 года нам нужно еще дополнительно...