Главная Работа 00:07 13 Февраля 2015 5128
Не туда залетели

Наша гражданская авиация расплачивается за чужие самолеты

Анатолий Журин

20 лет наши авиакомпании закупали боинги и аэробусы, которые практически полностью заменили в парке «илы» и «тушки». Теперь пришло время платить по счетам всем, кто не слышал призывы к поддержке отечественной промышленности и импортозамещению. Перед угрозой банкротства авиакомпании сокращают маршруты полетов, летчиков и обслуживающий персонал. А ведь еще прошлой осенью в Шереметьево с помпой представляли Клауса Дитера Рольфса, первого иностранного пилота пассажирского самолета «Аэрофлота». За ним последовали другие летчики-иностранцы.

Ничего удивительного, что вопрос политики импортозамещения так остро встал именно в гражданской авиации. Ведь билеты пассажирам продаются за рубли, а платить за лизинг и техническое обслуживание приходится в валюте. В пересчете на евро и доллары выручка авиакомпаний упала практически вдвое. Сократился туристический поток за рубеж, банкротятся туроператоры, что также сказывается на авиационных перевозках.

Именно об этом шла речь на заседании трехсторонней комиссии по трудовым отношениям, которая бьет тревогу в связи с угрозой массовых сокращений персонала в отрасли. «В настоящее время на рынке труда уже происходит высвобождение более 200 командиров воздушных судов, — сообщила зампредседателя ФНПР Нина КУЗЬМИНА. — А всего из числящихся в авиакомпаниях 14,6 тысячи пилотов около 500 получили извещение о предстоящем увольнении с летной работы».

Особо чувствительный удар нанесен «ЮТэйр», авиакомпании «Волга-Днепр», «Московии», «Полету», «Оренбургским авиалиниям», «Ай Флай». «Оренбургские авиалинии» планируют уволить 700 человек, из них 110 пилотов, «ЮТэйр» — 1,5 тысячи человек авиаперсонала, в том числе 300 пилотов. По данным ФНПР, полностью прекращены полеты компании «Ак Барс Аэро», в «Ай Флай» планируют уволить 25-30% сотрудников. Сокращен летный отряд в авиакомпании «Мордовия»...

В начале недели на встрече в Минтрансе обеспокоенные лидеры профсоюза летного состава пытались выяснить, что власти делают для предотвращения спада и сохранения кадров. В ответ услышали расплывчатое: «Рынок есть рынок, а время сейчас сложное». Зато прозвучали упреки, что профсоюз сгущает краски, представляя исход пилотов как массовое явление.

Участвовавший на встрече с министром транспорта Максимом Соколовым президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь ДЕЛЬДЮЖОВ удручен происходящим: «Создается впечатление, что никто нас не слышит и слышать не собирается. В министерстве никак не отреагировали на предложение президента проф-союза пилотов РФ Мирослава Бойчука выделить целевую помощь именно тем авиакомпаниям, чей персонал больше других пострадал от кризиса, например «ЮТэйру». Более того, в ведомстве соглашаются с увольнениями, считая это оптимизацией личного состава. Чиновников не волнует, даже если пилоты станут искать себе работу за границей. А ведь на их обучение и подготовку в свое время были истрачены государственные деньги, причем большие».

На этом фоне странно выглядит политика некоторых крупных перевозчиков. Как сообщила пресс-служба «Аэрофлота», руководство авиакомпании получило 1,5 млрд рублей вознаграждения — вдвое больше, чем годом ранее. А ведь эффективность управления компанией вызывает большие вопросы, хотя ее руководители и продекларировали 13,1 млрд рублей годовой прибыли за прошлый год. Но при этом группа компаний «Аэрофлот», куда входит еще и семь «дочек», за девять месяцев отчитывалась об убытках на 3,56 млрд рублей. Существенно возросла в 2014-м и кредитная нагрузка, поскольку самолетный парк крупнейшего перевозчика на 90% состоит из импортных машин.

Между тем в «Аэрофлоте» продолжают работать 22 иностранных пилота, которых, судя по всему, проблемы отрасли не касаются. Когда профсоюзы про это напомнили на встрече с министром, ответ был однозначный: «Решение приглашать иностранцев принято. Кризис не вечен — пройдет время, и потребность в кадрах снова возникнет». Из чего можно сделать вывод, что воздушным гастарбайтерам сокращения не грозят. Хотя немец Клаус Дитер Рольфс, первым занявший место за штурвалом лайнера «Аэрофлота», куда-то запропастился.

Кризис, разумеется, не вечен. Но это совсем не повод, чтобы усугублять сегодняшние трудности ошибочными решениями. Как тут не вспомнить пролоббированную прошлым летом поправку в Воздушный кодекс, распахнувшую иностранцам двери в кабины наших лайнеров. Казалось бы, самое время дать задний ход сомнительной инициативе, особенно на фоне нарастающих санкций и разговоров об импортозамещении. Во-первых, это необходимо для российской системы подготовки пилотов, которая из-за падения спроса на кадры может быть окончательно разрушена. Во-вторых, для безопасности самих полетов. В штатной ситуации международный экипаж общается между собой и землей на английском языке, а при форс-мажоре, как говорят психологи, срабатывает фактор стресса, и каждый интуитивно переходит на родной язык — помните провал радистки Кэт в «Семнадцати мгновениях...»?

Как нам стало известно, депутат Госдумы Михаил Дегтярев подготовил законопроект, отменяющий разрешение российским авиаперевозчикам нанимать иностранных пилотов. Он считает, что это решение приняли «в угоду практически одной компании, по сути, перекрывшей дорогу многим профессиональным российским пилотам». Собственно, так и вышло: иностранцы пока летают только в «Аэрофлоте». Но ведь и он не может себя ощущать в полной изоляции от кризиса. Так, например, в де-кабре вдвое сократилась частота рейсов «Аэрофлота» в Бангкок, обычно весьма загруженных в это время. А еще раньше из компании ушла большая часть персонала, обслуживавшего поставленные на прикол российские Ил-96.

Остается добавить, что отечественные авиаперевозчики постановлением правительства занесены в список 119 системообразующих предприятий, которые в кризисной ситуации могут рассчитывать на поддержку государства. И это правильно, поскольку огромная страна не может существовать без регулярного авиасообщения. Однако перед оказанием поддержки из бюджета, который формируется в том числе за счет наших налогов, следовало бы спрашивать с тех, кто посадил столь важную отрасль на импортную иглу.

Источник: «Эксперт»

 

Кстати

В результате обесценения рубля стоимость новых российских лайнеров практически сравнялась со стоимостью подержанных иностранных самолетов, выпущенных 15-20 лет назад. А стоимость новых боингов и аэробусов в рублевом выражении в 2-3 раза выше, а с учетом пошлин — в 3-4 раза. Но этим выигрышем воспользуются только те авиаперевозчики, которые размещали заказы на российских заводах.

Голоса

Алексей Синицкий, эксперт, главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение»

— Падение курса рубля ведет к снижению пассажиропотока и сокращению доходов авиакомпаний, особенно их валютной компоненты, от международных перевозок. В то же время существенная часть расходов авиакомпаний — прежде всего лизинговые платежи и оплата услуг по техническому обслуживанию и ремонту самолетов — зафиксирована именно в валюте. То есть доходы резко падают, а расходы стремительно растут. Плюс к тому перевозчики вступили в новые авиационные реалии с чрезмерной долговой нагрузкой и избытком провозных емкостей. В результате необдуманных действий по замене авиапарка на импортные самолеты отрасль оказалась под огромным давлением санкций. А это может похоронить всю нашу гражданскую авиацию. Так уже было с Ираном.

Вадим Олейников, эксперт комитета по транспорту ГД РФ

- Несмотря на санкции со стороны Запада, нет ни четкой программы развития отрасли, ни продуманной кадровой политики. Прошлым летом была надежда на возрождение регионального самолета Ил-114, который, как говорил вице-премьер Дмитрий Рогозин, поставят на конвейер в Самаре. Но вдруг из ОАК в ильюшинскую фирму приходит новый гендиректор Сергей Сергеев и заявляет о новых планах - мол, не нужны нам ни Ил-114, ни Ил-112, мы теперь начнем создавать новый самолет Ил-212. Так это мы уже проходили — браться за новое, не доведя до ума старое! И совершенно очевидно, какой на выходе будет результат.

Власти Петербурга решили вспомнить хорошо забытое старое

Василий Слепаков
Труд
Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

Власти города на Неве, где с осени тротуары всякий раз превращаются в каток, разочаровались в частных подрядчиках и решили вспомнить хорошо забытое старое. А именно: возложить ответственность за состояние крыш,...

Работа 00:23 / 08 Ноября 2024 6318
Новые обеспеченные

На фоне роста зарплат в России появился «новый средний класс», сообщают аналитики-оптимисты

Ирина Хмара
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Для внезапно выбившихся в князи уже придумали название: «новые обеспеченные». Как объясняют эксперты, сейчас у этих людей «гиперкомпенсация потребления»: они спешно отъедаются за предыдущие годы, стараясь...

70% опрошенных при этом отметили, что корпоративных пенсионных программ у них в компаниях не предусмотрено 

Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

45% россиян, участвующих в корпоративных пенсионных программах по месту работы, хотели бы получать пенсию в размере 50 и более тысяч рублей. Об этом свидетельствуют результаты исследования нескольких сервисов, с которыми ознакомились журналисты...

Госдума начала работу над законопроектами, ужесточающими миграционную политику 

Фото: © Alexander Zemlianichenko Jr, globallookpress.com

Представителей сфер образования и здравоохранения необходимо исключить из списка профессий, по которым иностранцам предоставляется вид на жительство (ВНЖ) в России в упрощенном порядке. Об этом в среду, 16 октября заявил...

Благодаря этому фрилансеры должны получить возможность официально уходить на больничный 

Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Министерство труда РФ подготовило законопроект о проведении эксперимента по добровольному социальному страхованию для самозанятых на случай временной нетрудоспособности. Запустить его предлагается с 1 января 2026 года, сообщают «Ведомости». Эксперимент...

Сейчас работающие россияне получают во время болезни до четырех тысяч рублей ежедневно

Фото: © Alexander Zemlianichenko Jr., globallookpress.com

Максимальный размер выплаты по временной нетрудоспособности в 2026 году составит порядка 207,6 тысяч рублей в месяц. Это эквивалентно 6800 рублям в день. Об этом в субботу, 2 ноября сообщают «Известия» со ссылкой на пресс-службу...

Первая же трудовая неделя ноября, наоборот, порадует дополнительным выходным 

Первая рабочая неделя ноября станет для россиян короткой: трудовыми будут дни с 5 по 8 ноября (со вторника по пятницу). Причиной является празднование Дня народного единства, отмечаемого в России 4 ноября. Соответствующая информация появилась...

«Одной из главных целей противоминной деятельности является равный доступ к работе в этой сфере», - заявили в минобороны страны 

Фото: © Vyacheslav Madiyevskyy, globallookpress.com

Власти Украины намерены привлекать к разминированию территорий инвалидов, женщин и ветеранов. Об этом в субботу, 2 ноября сообщило на своем сайте министерство обороны страны. «Одной из главных целей противоминной деятельности...

Ранее такая мера действовала только в течение года 

Фото: © Alexander Legky, globallookpress.com

Для российских военных, участвующих в боевых действиях в зоне специальной операции, трудовые договоры с гражданскими работодателями будут приостанавливаться на весь период службы. Об этом в четверг, 31 октября сообщил премьер-министр РФ Михаил...

Отечественная экономика должна стать экономикой высоких зарплат, подчеркнул глава государства 

Фото: http://kremlin.ru

Российская экономика должна стать экономикой высоких заработных плат. В этом – ключ к повышению эффективности производств, заявил во вторник, 29 октября президент РФ Владимир Путин. Выступая на съезде Федерации независимых профсоюзов...

Работа 00:01 / 08 Ноября 2024 4627
Жмурки-2024

В последнее время всякие официальные лица взяли моды игнорировать запросы журналистов – даже официальные

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Такое ощущение, что чиновников как бы и вовсе нет. Но только не в день получки. Фото: White House, globallookpress.com

На прошлой неделе последовало продолжение скандала с депутатом Госдумы от КПРФ Денисом Парфеновым. Народный избранник отказался отвечать на вопросы журналиста по теме скабрезного видео, распространенного в Сети,...

И работающие, и неработающие пенсионеры получат пенсии с учетом индексации в январе

Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

Российские пенсионеры начнут получать проиндексированную пенсию в январе 2025 года. Как передает РИА Новости, об этом рассказал глава Социального фонда РФ Сергей Чирков. «В январе уже наши граждане — и работающие, и неработающие...

К 2030 году он должен составлять не менее 35 тысяч рублей в месяц

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Депутаты Государственной думы приняли во втором и третьем чтениях законопроект, который предполагает увеличение в России в 2025 году минимального размера оплаты труда (МРОТ) до 22440 рублей. Об этом сообщили в пресс-службе нижней палаты парламента. «С...

Работа 00:11 / 08 Ноября 2024 4138
Почти медики

Минздрав разрешил отучившимся три курса студентам-медикам работать на должностях среднего медперсонала и фармацевтов

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Это «ноу-хау» ввели не от хорошей жизни. Фото: Андрей Аркуша/Russian Look, globallookpress.com

Минздрав РФ сделал свой приказ о допуске студентов-медиков к работе бессрочным (ранее он действовал до 1 марта 2025 года). Согласно этому приказу отучившиеся три курса студенты могут занять должности, куда...

Эту идею выдвинули депутаты из партии «Справедливая Россия — За правду»

Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

В России следует снизить возраст выхода на пенсию для работников агропромышленного комплекса. Как сообщает издание «Известия», с такой инициативой выступили депутаты Государственной думы из фракции партии «Справедливая Россия...

Работа 00:07 / 15 Ноября 2024 3904
Буду вечно молодой!

Как выяснили социологи, к старости пытается готовиться лишь четверть россиян

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Ничтожно мало опрошенных россиян заявили, что всерьез рассчитывают на пенсию. Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Недавний опрос ФОМа показал: лишь четверть россиян пытается готовиться к старости. Остальные, судя по ответам, стараются не думать о таких малоприятных вещах, как «возраст дожития» (так это называется на канцелярском...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?