Главная Культура 00:20 13 Февраля 2013 51028
Павел Санаев: «Хроники раздолбая» - смесь «Плинтуса» с «Духless'ом»

Писатель и кинематографист Павел Санаев - о своих новых книгах

Дина Радбель

Книжный дебют актера, сценариста и режиссера Павла Санаева — повесть «Похороните меня за плинтусом», посвященная истории семьи и непростым детским воспоминаниям, — стал в 2003 году бестселлером, сюжет был экранизирован. На днях выходит новая книга Павла — «Хроники Раздолбая. Спор на балу Воланда», а за ней продолжение серии — «Хроники Раздолбая. Новый рассвет». О чем сейчас пишет Санаев? Отчего он, в своих книгах выступающий проницательным психологом, в кино предпочитает жанр криминальных стрелялок?

— Павел, в «Википедии» вас называют писателем, актером, сценаристом, режиссером и переводчиком. На первом месте — все же писатель.

— «Википедию» пишет народ, значит, я для народа сначала писатель, а все остальное потом. Я согласен. Не стал бы только называть себя актером. Я снялся в четырех фильмах в детстве и в студенчестве (кинодебют Павла — роль одноклассника героини Кристины Орбакайте в фильме «Чучело». — «Труд»), но по разным причинам профессией это не стало. Будучи приемным сыном Ролана Быкова и внуком Всеволода Санаева, идти в актеры — стезя неблагодарная. А самое главное — писать у меня получалось лучше, чем играть, и я к этому относился серьезнее. Когда я еще учился в школе, мой отчим попросил меня придумать историю про сувенирную черепашку и ракушек. У меня получился короткий рассказ, больше похожий на фельетон. Опус ему понравился, и он предложил игру в сочинения. Сначала мы писали друг другу письма, а потом я написал рассказ «Купание», ставший впоследствии первой главой «Похороните меня под плинтусом». Вот тогда и началось писательство. Но к профессии литератора я приблизился только во ВГИКе, где на сценарном факультете научился строить сюжет. А как переводчик я отработал девять лет во времена рассвета видео на кассетах. Мои переводы, особенно комедийных фильмов, людям нравились. Это был плодотворный жизненный этап, но та страница перевернута. Сегодня я сказал бы про себя так: писатель, режиссер, сценарист. Но больше всего из перечисленного люблю снимать кино.

— Вы автор двух книг: «Похороните меня за плинтусом» и «Нулевой километр». Взялись за третью, потому что хотите укрепиться в статусе литератора, не потерять технику и так далее или что-то вас настолько всколыхнуло, что не могли не писать?

— Во-первых, сразу скажу: «Нулевой километр» — не моя книга, и вообще не книга. «Нулевой километр» — это мой фильм, по которому была сделана так называемая новеллизация — это когда пишут повесть по готовому фильму. Несколько лет назад была принята такая практика — выпускать фильм и книгу по нему. Текст писала автор Ольга Гаврилова, я его только подправлял ближе к своему стилю. Так что сейчас на выходе не третья книга, а вторая. Писал ее по одной-единственной причине: она давно жила внутри и рвалась наружу. Те, кто читал в некоторых изданиях «Похороните меня за плинтусом» главу «Хроники Раздолбая», уже знакомы с моим новым героем. Вообще-то это был анонс нового романа, но мы с издателями не уследили, и отбивка получилась не очень заметной, поэтому многие приняли «Хроники Раздолбая» за последнюю главу «Плинтуса» и недоумевали, почему такой слом сюжета. Это не слом, это просто первые десять страниц следующей книги. Что касается статуса литератора — знаете, если бы эта книга во мне не жила, я бы никакими статусами не заморачивался и спокойно снимал бы кино. Писательский труд мне по складу характера противопоказан, я буквально лезу на стену. Мне идеально подходит режиссура — работа с людьми, с изображением, ни один рабочий день не похож на другой, сплошной экстрим. Когда я снимаю, то чувствую себя на своем месте и ощущаю полноту жизни. А писательство для меня — чистой воды самоистязание. Это рутинная работа, при этом на высочайшем пике психического напряжения. Представьте, что вы сдаете сложную контрольную по математике и делаете это пять раз в неделю по шесть часов два с половиной года подряд. Периодически меня вышибает — несколько дней ничего не могу писать, но при этом и развеяться тоже не получается, потому что ненаписанный текст бродит внутри и давит.

— Процитирую строчку из «Хроник Раздолбая»: «Везде, где требовалось усилие, умирало желание». Вы противоречите сами себе!

— Это написано про Раздолбая. Я все-таки от этого персонажа достаточно далеко ушел. Но если бы не считал эту книгу ценной, то, конечно, таких усилий бы не совершал. Просто это как беременность на большом сроке — избавиться от нее можно, только родив.

— Что вам принесло большую популярность — книга «Похороните...» или одноименный фильм?

— Книга задолго до выхода фильма стала суперпопулярной, так что фильм обязан своему относительному успеху книге. Относительному, потому что половина поклонников книги от него не в восторге. Хотя выход фильма, несомненно, тоже привлек новых читателей.

— «Плинтус» читали все слои населения, от мала до велика, «Хроники Раздолбая» своим название адресуются скорее к молодежи.

— Думаю, что книгу будет интересно читать и тем, кому за сорок. Я давал первые десять глав своему издателю, он сказал, что похоже на смесь «Плинтуса» с «Духless». Мне такое сравнение нравится, но это ни в коем случае не подражательство. Просто литературный стиль «Плинтуса» — это мой естественный стиль, а на «Духless» местами похоже, потому что затрагивается современная реальность. Роман охватывает очень большой период времени: с конца 80-х до середины 2000-х. Поэтому я и пишу дилогию «Хроник Раздолбая». Первая из этих книг ближе к «Плинтусу», потому что герои в ней — юноши, а вторая ближе к «Духless», потому что там они все вырастают в 30-летних мужиков. Юмор «Плинтуса» будет присутствовать в полной мере. Это моя писательская фишка, и я не буду обманывать читательские ожидания, наливая в бутылку из-под пепси квас или наоборот. При этом я считаю «Хроники» более серьезной вещью. Моему герою в начале истории 20 лет, он пытается себя найти и оказывается на переломе эпох, когда, говоря языком одного из персонажей, пресноводных рыб выпустили в соленую воду. Только что я закончил главу про события 1991 года — давал читать маме, она сказала, что время очень чувствуется.

— В книге «Хроники Раздолбая. Спор на балу Воланда» предполагается отсыл к Булгакову?

— Нет. Дело в том, что в 1992 году наши первые нувориши пытались научиться жить красиво. Одна из таких попыток — «Бал Воланда» в саду «Эрмитаж», организованный, как сейчас помню, корпорацией «Твинз» Игоря Микитасова. Это реальный эпизод нашей истории, и на этом самом балу два главных героя заключают судьбоносный спор. На этом кончается первая книга. Вторая будет про то, как герой пытается этот спор выиграть.

— Как режиссер и сценарист вы начинали с морально-философской притчи «Каунасский блюз», потом перешли на криминальные триллеры — «Последний уикэнд», «Нулевой километр», где моральная тема очень растворена в кровавых приключениях. «На игре» — и вовсе киберпанк, замес компьютерных страстей на криминале. Но ведь самый большой успех вам принесла книга «Похороните меня...», потому что людям интересно людское. Не боитесь ли вы, что стрелялки и высосанные из пальца компьютерные страсти вытеснят из литературы и кино драму живого человека? И почему все-таки предпочтение отдаете стрелялкам?

— Мне не интересны кинодрамы. Хочу снимать такое кино, которое сам люблю смотреть, и писать такие книги, которые сам люблю читать. В кино я люблю Спилбега, Кэмерона и Кристофера Нолана, а в литературе — Толстого, Достоевского и Джерома К. Джерома. Мне кажется, что историю реальной человеческой жизни гораздо интереснее и глубже можно написать, чем снять. Кино — это все-таки в большей степени развлечение. И потом, режиссер не должен садиться в чужие сани и снимать то, что плохо чувствует. Я не смог бы снять такой фильм, как «Покровские ворота». Это гениальная картина, но я не чувствую таких вещей. Зато я чувствую экшен. «Терминатор» — тоже гениальный фильм в своем жанре. Сейчас запускаю новый проект — опять фантастический экшен.

— В этом году вы работали в жюри «Русского Букера». Что читаете сегодня, что собираетесь читать?

— После 120 букеровских романов я, наверное, очень долго не захочу что-либо читать.

— Тогда скажите: у нашей литературы есть будущее?

— Ну, я вот книжку пишу, чем вам не будущее?

— Книга «Похороните меня...» имеет отдельный официальный сайт. По серьезности бизнес-подхода это уже приближается к проекту Дмитрия Глуховского, создавшего из своего «Метро» индустриальный проект вселенского масштаба. В наше время писателю обязательно создавать пиар-империю, чтобы быть успешным?

— Сайт появился уже после того, как книга стала популярной. Он стал чем-то вроде фан-клуба. Думаю, что информационная поддержка обязательно нужна. Сейчас такое плотное информационное поле, что в нем абсолютно все тонет. Если вы активно не сообщаете о факте появления материала, то никто не узнает, что он есть. Но прежде всего, конечно, важно качество материала. Хорошая книга и с небольшой поддержкой взлетит.

— Каков тираж новой книги?

— Как пойдет. Стартовый — от 40 до 50 тысяч. Дальше зависит от спроса.

— Волнуетесь?

— Скорее нет, чем да. Я бы очень волновался, если бы, что называется делал писательскую карьеру. Но, как я уже сказал, книга — это моя беременность, от которой надо освободиться. Она живет внутри меня такая, какая есть, и моя задача — произвести ее на свет. Признание у читателей — это уже ее личная, этой книги, судьба. Конечно, мне очень хочется, чтобы эта судьба была успешной, но это от меня уже не зависит. Я знаю — многие считают, что планку «Плинтуса» мне не перепрыгнуть. Один человек сказал мне, чуть ли не в ободрение: «Павел, вы должны понимать, что вы — писатель одной книги». Я с этим не согласен. В новый роман мною вложено не меньше, чем в свое время в «Плинтус». Теперь нужно, чтобы над ним так же удачно встали звезды.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 33215
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 7971
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Конкурс состоится в Москве уже в этом году. В спорах про то, надо ли утереть нос «Евровидению», поставлена точка

Сергей Беднов
Труд
Кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Пару недель назад президент подписал указ о проведении конкурса «Интервидение». Он состоится в Москве уже в этом году. Таким образом была поставлена точка в споре на тему, надо ли нам утереть нос...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Культура 00:03 / 14 Февраля 2025 4884
Кино в ритме танго

Новый сериал стал бенефисом Юлии Снигирь

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Снигирь считает, что многие женщины узнают в ее героине себя

В канун Дня всех влюбленных в онлайн-кинотеатрах KION и START начался показ мелодрамы «Танго на осколках». Жанр сериала вкупе с сентиментальным названием настораживают: уж не пытаются ли популярные...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4682
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Культура 20:01 / 15 Февраля 2025 4491
Пелевин и ИИ

По книге «Трансгуманизм Inc.» собрались снимать сериал

Труд
Фото: Наталья Логинова/Russian Look, globallookpress.com

Книга Виктора Пелевина «Трансгуманизм Inc.», вышедшая в 2021-м, стала самой продаваемой в России — ее купили 65,2 тысячи соотечественников. Хотя назвать писателя народным — в привычном понимании...

Семен Теодорович рассказал, как они с супругой заменяют друг другу пуделей и что делать, если у человека нет чувства юмора

Марина Суранова
Труд
Артист вот уже более полувека хранит невозмутимое выражение лица. А зрители все это время – смеются. Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

В Большом концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоялся концерт, посвященный 80-летию Семена Альтова. Вот уже более полувека Семен Теодорович с невозмутимым видом читает свои миниатюры со сцены, а зрители,...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Культура 21:01 / 15 Февраля 2025 3998
«Кони» смотрят кино

Речь идет о фанатах ЦСКА, а под кино имеется в виду документальный сериал «Мама, мы - ЦСКА!»

Труд
Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

У болельщиков ЦСКА сложился имидж самых неукротимых, агрессивных, и всем кажется, что прозвище «кони» чрезвычайно им подходит. Хотя начальник клуба, полковник Артем Громов уверен, что спортсмены и болельщики называют...