По воскресеньям в полдень Первый канал показывает сериал «Романовы», приуроченный к 400-летию династии российских монархов. Авторы называют его художественно-документальным, поскольку действие основано на исторических фактах, а в ролях царствующих особ выступают профессиональные актеры. Но чем дальше смотришь амбициозный проект, тем сильнее ощущение, что это какой-то совсем другой жанр.
Актеров на роли Романовых искали долго и тщательно. Изначально отказались от идеи звездного состава, чтобы не отвлекать зрителя от главного. Исходили прежде всего из внешнего сходства. Так, исполнительницу для Елизаветы Петровны нашли в Орле. А Екатерину и вовсе сыграла журналистка, похожая на портреты императрицы как две капли воды.
Но делать артистам в сериале особо нечего. Их участие сводится к изображению мало-мальски внятных эмоций на лицах в статичных планах без слов. Реплики же произносятся за кадром чтецами, а некоторые ключевые слова стилизованными под старину титрами дублируются на экране. Для лучшей запоминаемости, видимо.
В этом смысле «Романовы» — великолепный ликбез для непутевых школьников. В сериале полно всяких «фишек», призванных легко донести до зрителя некую информацию. В кружочках на экране то и дело появляются какие-то цифры: то это численность войск, то размеры податей, то количество рысаков в царской конюшне. Все очень наглядно. Так, рассказывая о жалованье, получаемом представителями разных сословий, нам покажут несколько столбиков монет неодинаковой высоты. А чтобы можно было понять, много это или мало, скажут, что за такую сумму реально купить — корову или, скажем, несколько пар сапог. И не только скажут, а разместят изображение этой самой коровы или сапог. Абстрактное и обобщенное мышление не приветствуется.
Вообще-то «Романовы» — отнюдь не первая телевизионная попытка переосмыслить историю государства. Вспомним, например, 16-серийный цикл Леонида Парфенова «Российская империя» (он выходил на экраны в 2000-2003 годах). Каждая серия в нем также была связана с именем определенного российского самодержца. Правда, начиналось все с Петра I. Оно и понятно: именно при нем Россия была провозглашена империей, предыдущие же Романовы были «простыми» царями.
Еще была «История государства Российского» — анимационный сериал в формате 3D, выходивший на «ТВ-Центре». 500 четырехминутных эпизодов охватывали период от варягов до Екатерины II. Этот впечатляющий мультик, несмотря на всю грандиозность замысла, не имел особого успеха. Хотя авторы очень на него рассчитывали, пригласив читать закадровый текст Юрия Шевчука.
Что же касается художественных произведений, прямо или косвенно связанных с династией Романовых, то их и вовсе полным-полно: от «России молодой» и «Тайн дворцовых переворотов» до «Агонии» и свежеиспеченного «Распутина» с Депардье в главной роли.
То есть некие общие представления о Романовых наш среднестатистический обыватель все же имеет. Кто-то на уровне вколоченных в голову школьной программой эпитетов типа «царь-реформатор» или «Николай Палкин». Кто-то на уровне захватывающих интриг и скабрезных тайн, рассказанных в кино.
Не знать о предшественниках авторы «Романовых» не могли. Так неужели же они делали свой фильм только для того, чтобы отметить очередную круглую дату? Не достаточно ли было приуроченной к ней грандиозной выставки в Манеже и с помпой открытой в Александровском саду памятной стелы? Неужели только из «датских» соображений главный канал страны отдал под премьеру прекрасное время воскресных эфиров?
Да нет, конечно.
Эпоха правления каждого из Романовых заканчивается в новом сериале выводом одного примерно плана: что, мол, прошедшие при таком-то монархе годы были тяжелыми, противоречивыми, но предпринятые им шаги пошли на пользу народа и во славу Отечества. Подавленные же бунты, отсеченные головы подданных, проигранные сражения поминаются между прочим, вскользь. То есть создается идеализированный портрет династии.
Так что же это за жанр? Что напоминают «Романовы» с их красивыми картинками, клиповым монтажом, графиками и выделенными цитатами?
Да типичную презентацию! Из числа тех, что так любят современные маркетологи. Иными словами, это некий товар или проект, преподнесенный доходчиво и красиво.
Но что же в данном случае это за товар, что за проект? Уж не монархию ли опять исподволь навязывают россиянам?..
Ладно, будем считать, что нам попросту презентовали ту самую «духовную скрепу», о необходимости которой сегодня говорят все кому не лень.
цифра
28% россиян — за восстановление монархии в стране
Согласно проведенному ВЦИОМом опросу, примерно 28% россиян выступают за восстановление монархии в России. Об этом на исторической конференции в Манеже заявил глава ВЦИОМа Валерий Федоров. Правда, всего лишь 6% опрошенных высказались за реставрацию власти именно Романовых, свергнутых Февральской революцией 1917 года. Около 13% считают, что царем должен стать один из российских политиков или общественных деятелей, продвижение которого на трон следует провести путем всенародных выборов — референдума.
Для двух третей россиян небезразлично вероисповедание монарха, более половины опрошенных высказались за православного царя.
При этом Федоров отметил, что все же многие россияне по-прежнему не являются активными сторонниками монархии, поскольку не видят достойных кандидатов на российский престол.
В настоящее время главой Российского императорского дома Романовых принять считать великую княгиню Марию Владимировну. Она является праправнучкой императора Александра II.