Многочисленные посетители выставки русских художников-космистов, что открылась на днях в Музее имени Н.К. Рериха, спотыкаются взглядом о строительную площадку во дворе, где с утра до позднего вечера кипит работа. Здесь по заданию правительства Москвы воссоздается часть флигеля и каретный сарай — неотъемлемая часть исторического памятника «Усадьба Лопухиных». Однако невидимыми постороннему глазу остаются страсти, сопровождающие стройку.
В конце 1980-х сын Н.К. Рериха Святослав, гражданин Индии, решил передать на историческую родину наследие родителей — архив, картины, научные материалы и многое другое. Договоренность об этом была достигнута лично с президентом СССР Михаилом Горбачевым. То соглашение содержало два условия: наследие должно лечь в основу общественного Центра-музея имени Н.К. Рериха (был учрежден постановлением Совмина СССР в ноябре 1989 года), а для его размещения государство выделит достойное помещение. Долго искали подходящее здание. К приезду Святослава столичные власти подготовили несколько предложений. И даритель остановил выбор на памятнике истории и культуры XVII-XIX веков «Усадьба Лопухиных» в Малом Знаменском переулке. Святослав ощутил особую энергетику этого места. В ноябре 1989-го Мосгорисполком принял решение о предоставлении усадьбы, а через год ящики с экспонатами будущего музея прибыли из Индии. Увы, распаковать их сразу не удалось: усадьба находилась в полуразрушенном состоянии и требовала восстановления.
Другим важным документом в этой истории стало постановление правительства Москвы № 812 от 03.10.1995. В соответствии с документом комплекс строений «Усадьбы Лопухиных» с прилегающим земельным участком в исторических (подчеркнем данное обстоятельство) границах передан учрежденной для создания музея общественной организации- Международному Центру Рерихов (МЦР) — в долгосрочную аренду на 49 лет. Однако год спустя появляется распоряжение префекта ЦАО г. Москвы, в котором устанавливается право МЦР на пользование земельным участком площадью около 0,77 га, что заметно меньше исторических границ. Последующими геодезическими и археологическими изысканиями установлено, что историческая площадь усадьбы, где размещался каретный сарай, составляет не менее 0,81 га, и в 2002 году этот факт зафиксирован в подписанном дополнительном соглашении к договору аренды. В ходе восстановительных и изыскательских работ была уточнена передаваемая историческая площадь памятника — 0,82 га, что отражено в новом распоряжении префекта ЦАО в 2004 году. По этому поводу был подготовлен проект еще одного допсоглашения. Но подписать документ не успели, поскольку именно в тот период готовилось новое постановление столичного правительства «О дальнейшем использовании строений памятника истории и культуры «Усадьба Лопухиных» с учетом уточненных площадей строений после их реставрации». Увы, власть в Москве сменилась, и постановление так и не увидело свет.
Между тем второе обязательство властей оставалось до конца не выполненным — усадьба так и не была отреставрирована. Напомним, шли 90-е, государство трещало по швам, бюджеты переписывались на ходу, менялась идеология... И тогда МЦР пустил, что называется, шапку по кругу. Начали поступать пожертвования, потом появились спонсоры и меценаты. Собранных средств, в которых нет ни одного бюджетного рубля, хватило, чтобы отреставрировать главный дом усадьбы, включая интерьеры, флигель, историческую ограду и воссоздать «Красное крыльцо» — архитектурный элемент усадьбы, относящийся к ХVII веку. Все объекты приняты комиссией Москвы с оценкой «отлично».
Но тут на сцену выходит «великий сосед» — Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, которому государство в 2001 году передало в управление соседний памятник истории и культуры — усадьбу Вяземских, и тоже в исторических границах. Заметим, что пока МЦР реставрировал два здания, тратил огромные деньги на перенос коммуникаций, никаких споров по границе между муниципальной территорией усадьбы Лопухиных и федеральной — Вяземских не возникало. Они начались в 2008 году, как только МЦР приступил к воссозданию каретного сарая и оставшейся части флигеля. Так, по утверждению представителей ГМИИ, восстановление части флигеля и каретника ведется на территории, якобы принадлежащей музею им. А.С. Пушкина.
Руководству Пушкинского музея, похоже, не понравилось, что по соседству вырастет стена возрождаемого каретника. Но откуда такая иллюзия правообладания частью исторической территории соседнего объекта? Как следует из официальной переписки МЦР со столичными ведомствами, с которой удалось ознакомиться корреспонденту «Труда», в 2007-2008 годах в ходе передачи департаментом земельных ресурсов Москвы сведений кадастрового учета в федеральный кадастр кто-то из чиновников нарисовал свою границу между усадьбами Лопухиных и Вяземских. Проведенная линия отчуждает у первой пару сотен квадратных метров. Фактически получается, что некий столоначальник по одному ему известным мотивам перевел участок земли из муниципальной собственности в федеральную, не имея на то никаких оснований — ни данных геодезических и археологических исследований, ни новых постановлений региональных либо федеральных органов. При этом прежние уточняющие постановления, распоряжения и договоры никто не отменял и не расторгал.
Призывы МЦР к нынешнему департаменту городского имущества исправить ошибку и следовать духу и букве постановления правительства Москвы 1995 года и последующих правовых документов о передаче в аренду земельного участка в исторических границах памятника вот уже несколько лет остаются без ответа. Почему сегодня сотрудники московского правительства не хотят исправлять ошибку своих коллег, остается загадкой. Мало того, в одном из недавних писем замруководителя департамента В.И. Погребенко вообще предлагает МЦР разбираться с соседями в суде. Хотя при чем здесь музей им. А.С. Пушкина? Не он же, в конце концов, тасовал муниципальную и федеральную землю. По словам первого заместителя генерального директора Музея им. Н.К. Рериха Александра Стеценко, в частных беседах от представителей департамента городского имущества Москвы слышны странные высказывания: «У нас теперь такая позиция». Но, извините, «такая позиция» противоречит действующим нормативным документам и граничит с попранием закона.
И еще. В 2012 году в Москве с подачи мэра Сергея Собянина была запущена программа по предоставлению в аренду памятников архитектуры по льготной ставке: 1 рубль за 1 кв. м в год на срок 49 лет. Цель благая — стимулирование реставрационной деятельности и сохранение культурного наследия столицы. Льгота распространяется и на те объекты, которые были приведены в порядок до запуска программы. Восстановленная усадьба Лопухиных отвечает всем критериям, и МЦР неоднократно направлял пакет документов для включения в эту программу. Дело застыло на мертвой точке. Документация таинственным образом теряется в коридорах московского правительства. Зато регулярно приходят уведомления о растущих пенях за аренду.
Но ведь слово мэра Москвы не подлежит вольному толкованию. Если распоряжение отдано, оно должно выполняться.