Главная Культура 00:09 12 Ноября 2013 3728
Музейные ценности: Люди как люди, но их испортил земельный вопрос...

«Усадьба Лопухиных»: страсти по каретному сараю

Александр Корнилов

Многочисленные посетители выставки русских художников-космистов, что открылась на днях в Музее имени Н.К. Рериха, спотыкаются взглядом о строительную площадку во дворе, где с утра до позднего вечера кипит работа. Здесь по заданию правительства Москвы воссоздается часть флигеля и каретный сарай — неотъемлемая часть исторического памятника «Усадьба Лопухиных». Однако невидимыми постороннему глазу остаются страсти, сопровождающие стройку.

В конце 1980-х сын Н.К. Рериха Святослав, гражданин Индии, решил передать на историческую родину наследие родителей — архив, картины, научные материалы и многое другое. Договоренность об этом была достигнута лично с президентом СССР Михаилом Горбачевым. То соглашение содержало два условия: наследие должно лечь в основу общественного Центра-музея имени Н.К. Рериха (был учрежден постановлением Совмина СССР в ноябре 1989 года), а для его размещения государство выделит достойное помещение. Долго искали подходящее здание. К приезду Святослава столичные власти подготовили несколько предложений. И даритель остановил выбор на памятнике истории и культуры XVII-XIX веков «Усадьба Лопухиных» в Малом Знаменском переулке. Святослав ощутил особую энергетику этого места. В ноябре 1989-го Мосгорисполком принял решение о предоставлении усадьбы, а через год ящики с экспонатами будущего музея прибыли из Индии. Увы, распаковать их сразу не удалось: усадьба находилась в полуразрушенном состоянии и требовала восстановления.

Другим важным документом в этой истории стало постановление правительства Москвы № 812 от 03.10.1995. В соответствии с документом комплекс строений «Усадьбы Лопухиных» с прилегающим земельным участком в исторических (подчеркнем данное обстоятельство) границах передан учрежденной для создания музея общественной организации- Международному Центру Рерихов (МЦР) — в долгосрочную аренду на 49 лет. Однако год спустя появляется распоряжение префекта ЦАО г. Москвы, в котором устанавливается право МЦР на пользование земельным участком площадью около 0,77 га, что заметно меньше исторических границ. Последующими геодезическими и археологическими изысканиями установлено, что историческая площадь усадьбы, где размещался каретный сарай, составляет не менее 0,81 га, и в 2002 году этот факт зафиксирован в подписанном дополнительном соглашении к договору аренды. В ходе восстановительных и изыскательских работ была уточнена передаваемая историческая площадь памятника — 0,82 га, что отражено в новом распоряжении префекта ЦАО в 2004 году. По этому поводу был подготовлен проект еще одного допсоглашения. Но подписать документ не успели, поскольку именно в тот период готовилось новое постановление столичного правительства «О дальнейшем использовании строений памятника истории и культуры «Усадьба Лопухиных» с учетом уточненных площадей строений после их реставрации». Увы, власть в Москве сменилась, и постановление так и не увидело свет.

Между тем второе обязательство властей оставалось до конца не выполненным — усадьба так и не была отреставрирована. Напомним, шли 90-е, государство трещало по швам, бюджеты переписывались на ходу, менялась идеология... И тогда МЦР пустил, что называется, шапку по кругу. Начали поступать пожертвования, потом появились спонсоры и меценаты. Собранных средств, в которых нет ни одного бюджетного рубля, хватило, чтобы отреставрировать главный дом усадьбы, включая интерьеры, флигель, историческую ограду и воссоздать «Красное крыльцо» — архитектурный элемент усадьбы, относящийся к ХVII веку. Все объекты приняты комиссией Москвы с оценкой «отлично».

Но тут на сцену выходит «великий сосед» — Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, которому государство в 2001 году передало в управление соседний памятник истории и культуры — усадьбу Вяземских, и тоже в исторических границах. Заметим, что пока МЦР реставрировал два здания, тратил огромные деньги на перенос коммуникаций, никаких споров по границе между муниципальной территорией усадьбы Лопухиных и федеральной — Вяземских не возникало. Они начались в 2008 году, как только МЦР приступил к воссозданию каретного сарая и оставшейся части флигеля. Так, по утверждению представителей ГМИИ, восстановление части флигеля и каретника ведется на территории, якобы принадлежащей музею им. А.С. Пушкина.

Руководству Пушкинского музея, похоже, не понравилось, что по соседству вырастет стена возрождаемого каретника. Но откуда такая иллюзия правообладания частью исторической территории соседнего объекта? Как следует из официальной переписки МЦР со столичными ведомствами, с которой удалось ознакомиться корреспонденту «Труда», в 2007-2008 годах в ходе передачи департаментом земельных ресурсов Москвы сведений кадастрового учета в федеральный кадастр кто-то из чиновников нарисовал свою границу между усадьбами Лопухиных и Вяземских. Проведенная линия отчуждает у первой пару сотен квадратных метров. Фактически получается, что некий столоначальник по одному ему известным мотивам перевел участок земли из муниципальной собственности в федеральную, не имея на то никаких оснований — ни данных геодезических и археологических исследований, ни новых постановлений региональных либо федеральных органов. При этом прежние уточняющие постановления, распоряжения и договоры никто не отменял и не расторгал.

Призывы МЦР к нынешнему департаменту городского имущества исправить ошибку и следовать духу и букве постановления правительства Москвы 1995 года и последующих правовых документов о передаче в аренду земельного участка в исторических границах памятника вот уже несколько лет остаются без ответа. Почему сегодня сотрудники московского правительства не хотят исправлять ошибку своих коллег, остается загадкой. Мало того, в одном из недавних писем замруководителя департамента В.И. Погребенко вообще предлагает МЦР разбираться с соседями в суде. Хотя при чем здесь музей им. А.С. Пушкина? Не он же, в конце концов, тасовал муниципальную и федеральную землю. По словам первого заместителя генерального директора Музея им. Н.К. Рериха Александра Стеценко, в частных беседах от представителей департамента городского имущества Москвы слышны странные высказывания: «У нас теперь такая позиция». Но, извините, «такая позиция» противоречит действующим нормативным документам и граничит с попранием закона.

И еще. В 2012 году в Москве с подачи мэра Сергея Собянина была запущена программа по предоставлению в аренду памятников архитектуры по льготной ставке: 1 рубль за 1 кв. м в год на срок 49 лет. Цель благая — стимулирование реставрационной деятельности и сохранение культурного наследия столицы. Льгота распространяется и на те объекты, которые были приведены в порядок до запуска программы. Восстановленная усадьба Лопухиных отвечает всем критериям, и МЦР неоднократно направлял пакет документов для включения в эту программу. Дело застыло на мертвой точке. Документация таинственным образом теряется в коридорах московского правительства. Зато регулярно приходят уведомления о растущих пенях за аренду.

Но ведь слово мэра Москвы не подлежит вольному толкованию. Если распоряжение отдано, оно должно выполняться.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9676
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7302
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?