Актер тяжело болел последние полгода, но старался не показывать вида, чтобы не огорчать своих поклонников. О смертельном диагнозе знали только близкие и его постоянный соавтор и друг Юрий Стоянов. Без Олейникова судьба их совместного детища – популярной программы «Городок», которую они вели почти 20 лет, – остается туманной. Вряд ли Стоянов захочет (и сможет) вести «Городок» в одиночку, а представить на месте Олейникова другого артиста сегодня просто невозможно.
Сделав в «Городке» стремительную карьеру (передача заслуженно получила премию ТЭФИ), Олейников не стал рабом своей шумной телевизионной популярности. Он ее слегка стеснялся, понимая, что волей-неволей принадлежит к не самому уважаемому цеху юмористов, которые нынче без устали и стыда резвятся на телеэкране.
– Мы с Юрой Стояновым, – говорил он мне в интервью для «Труда», – абсолютно не причисляем себя к клану смехачей. Мы и слово это омерзительное ненавидим. Да и вовсе мы никакие не юмористы, мы в первую (да и в десятую!) очередь артисты. Поэтому интеллигентные люди никак не отождествляют нас с передачами типа «Шутка юмора», «Час смеха», «Кривое зеркало»… У этих программ свой юмор, у нас свой. Надеюсь, они все-таки разного качества…
В последние годы артисты, слегка устав от калейдоскопа сыгранных ими в «Городке» разнообразных персонажей, с удовольствием начали пробовать себя в ролях, как они сами говорили, с длинным дыханием. Олейников в силу своей комедийной органики, разумеется, не замахивался на репертуар Шекспира, но мечтал о персонажах Гоголя, Булгакова, Ильфа и Петрова. К счастью, какие-то из этих надежд сбылись – например, он блистательно сыграл роль Григория Римского в «Мастере и Маргарите», блеснул в бессмертном образе Кисы Воробьянинова в новой экранизации «Двенадцати стульев»…
Всего на счету Олейникова 280 выпусков «Городка», порядка 30 ролей в кино, несколько десятков написанных им песен, которые исполняли Надежда Бабкина, Эдита Пьеха и сын Ильи Львовича, солист группы «Чай вдвоем» Денис Клявер, масштабный мюзикл «Пророк», который Олейников сам же поставил, наконец, музыкальный альбом «Шансон на двоих», выпущенный несколько лет назад совместно с женой Ириной.
– Мне повезло с женой, – говорил он мне несколько лет назад на пляже сочинского «Кинотавра», демонстрируя отлично тренированный торс. – Мы прожили вместе более 30 лет, а на старости решили заняться фитнесом. И с удовольствием отмечаем нынче приятные подвижки во внешнем облике, в самочувствии. Я по-прежнему увлечен своей Ириной. Поэтому поговорка про седину в бороду – это не про меня. Мне кажется, так приятно стареть вместе с любимой женщиной – и не замечать этого…
Голоса
Олег Басилашвили, народный артист СССР:
– Огромная потеря для отечественного искусства, для культуры России. Ему было всего-то 65 лет, сколько мог бы еще сделать! Мне, к сожалению, не довелось играть с ним ни в кино, ни на сцене, но мы были хорошо знакомы. Как зритель я обожал его, как актер – восхищался его искрометным талантом. Перевоплощался Илья великолепно. Не случайно телевизионный «Городок» пользовался такой огромной популярностью на всем пространстве СНГ. Подобного ему на наших телеэкранах нет и вряд ли скоро появится. Вместе с Юрием Стояновым Илья Олейников сумел точно угадать злобу дня. При этом не опускался до низменного, а старался поднять зрителя до уровня культурного, образованного, мыслящего человека. Делал это легко, доброжелательно, с юмором – редкий на сегодня дар!
Одним из главных дел своей жизни он считал мюзикл «Пророк», написал к нему музыку. К слову, Илья был прекрасным пианистом, вполне мог бы состояться и как музыкант. Был он человеком сомневающимся, самокритичным. Может, потому столько и успел в жизни?