Светлана Дружинина: «Я девушка из Марьиной Рощи»

В интервью «Труду-7» режиссер рассказала новом фильме и своей жизни

Сегодня в прокат выходит новый фильм Светланы Дружининой «Виват, Анна Иоанновна!» из цикла «Тайны дворцовых переворотов. Россия век XVII». 

— С детских лет вы учились в хореографическом училище. Балетный опыт помог в кино?

— Моя карьера в кино началась с того, что в картине «За витриной универмага», где я играла продавщицу посудного отдела, меня отучали ходить по первой позиции. Сидел ассистент режиссера с большой палкой и, когда я выходила на общий план, лупил меня по ногам. Но балет — это удивительное начало моей жизни. Начиналось все в такие далекие времена, что кое-кто может съязвить: так долго не живут. Вы, конечно же, помните по фильму «Место встречи изменить нельзя», что самая беспощадная банда послевоенных лет «Черная кошка» скрывалась в Марьиной Роще. Так вот, я девушка из Марьиной Рощи. И я знаю, кто был в той банде. Кстати, совсем неплохие ребята. Просто так сложились обстоятельства, что они начали воровать.

Центром молодежной жизни у нас была танцевальная площадка. Я любила туда ходить. И не знаю, как бы сложилась моя жизнь, если бы мой ангел-хранитель не взял меня оттуда и не перенес в хореографическое училище при Большом театре. Балет — невероятно тяжелое искусство, это работа для сильных и психически устойчивых людей. Вставать рано, ложиться поздно, не жалеть себя, своих рук и ног, дружить с людьми, работать с чувством локтя, потому что весь балет на этом построен. Наверное, именно балет заставил меня работать в нелегком легком жанре музыкального кино, где танцуют и поют.

— Как сложилась бы ваша судьба, останься вы в балете? Достигли бы высот Плисецкой или Волочковой?

— Я человек трезвомыслящий, понимающий свои возможности. Я была хорошей характерной танцовщицей с крепкой техникой. Если бы не травма руки, из меня получилась бы неплохая балерина, а к 45 годам я вышла бы на пенсию. И финита. Но, как видите, мне уже давно не 45, однако я востребована так, что работаю без выходных. Нет, я не жалею ни о чем.

— Почти все свои фильмы вы сделали с оператором-постановщиком Анатолием Мукасеем, с которым вы состоите в счастливом браке 50 лет. У вас не бывает творческих разногласий в семье?

— Ну, конечно, спорим, иногда очень жестко, но без обид и оскорблений. Слава богу, никогда не переходим на личности. И так или иначе приходим к общему решению, иногда это компромисс. А что делать? Работать-то дальше надо, и надо принимать точные решения, чтобы каждому было интересно и понятно, что он делает.

— А вашего мужа не смущает, что приходится подчиняться вам как главному человеку на съемочной площадке?

— У нас четкое разделение труда. Я уважительно отношусь к его предложениям, он прислушивается к моим. Каждый из нас ценит творческое начало другого. У мужа были другие режиссеры, он гордится работой с Эльдаром Рязановым, Роланом Быковым, Алексеем Кореневым.

— Известный клипмейкер Михаил Мукасей тоже ваш родственник?

— Он мой сын. Клипы делает как режиссер. А вообще он хороший оператор, поэтому я переживаю, что Миша мало снимает.

— Почему в фильм «Виват, гардемарины!» на роль юной Екатерины II вместо драматической актрисы вы взяли Кристину Орбакайте?

— Чтобы быть на экране принцессой, недостаточно иметь маленький носик, нежный ротик и большие глаза. Должна быть порода. Кристина по отцу из княжеского литовского рода. А ещё в картине «Виват, гардемарины!» Орбакайте дебютировала в качестве певицы. Мне нужен был именно такой голос, как у нее — интимный, нежный, «кинематографический».

— Вероятно, Алсу вас тоже так подкупила своим «кинематографическим» голосом, что вы её позвали в «Виват, Анна Иоанновна!»?

— Когда Алсу впервые появилась на экране с песней «Зимний сон» в клипе с Сергеем Маковецким, она была нежной блондинкой с голубыми глазами и теплым, я бы даже сказала, эротичным — не путайте с сексуальным — тембром голоса. Мы с Анатолием Михайловичем ещё тогда обратили на нее внимание, даже не догадываясь о том, что Алсу — татарка и по своей природе брюнетка, а не блондинка. С тех пор я стала подыскивать для Алсу роль, что было непросто.

— Певица сразу согласилась попробовать себя в кино?

— Нет. Она ещё была незамужней, и причина её долгих раздумий, на мой взгляд, вызвана «комплексом богатой невесты», который в то время у Алсу, по моим наблюдениям, был сильно развит. Для нее было важно понять, за что её приглашают играть в кино — за красоту или за её деньги. Мне пришлось долго и терпеливо её убеждать, что она выбрана исключительно за свои достоинства и таланты.

— К вам историки претензий не предъявляют?

— Со времен «Гардемаринов» ни одного опровержения со стороны ученых я не получала. Для многих историков плюс или минус 50 лет — ничего не значит. А я скрупулезно иду во времени.

— А вам не хочется взяться за современную тему?

— Мне это предлагают. Недавно читала книжки про ГРУ, контрразведку, шпионов. Хотели, чтобы я это снимала, выделяли деньги. Для меня это некий соблазн. Однако я считаю, что обречена дотянуть свою тропинку исторического кино, на которую я встала в 1986 году с «Гардемаринами», до намеченного финала.

Наше досье

Светлана Дружинина родилась в Москве.

Окончила актерский и режиссерский факультеты ВГИКа.

Сыграла в фильмах «Дело было в Пенькове» (1958) и «Девчата» (1962), Поставила «Сватовство гусара» (1979), «Принцессу цирка» (1982).

Популярность принесла трилогия о гардемаринах («Гардемарины вперед!», 1987, «Виват гардемарины!», 1991, «Гардемарины-3», 1992).