Полгода рубль как-то держался в рамках приличия, но после голосования по поправкам к Конституции финансовые власти выдохнули с облегчением и отпустили «деревянный» в свободное плавание: надо спасать бюджет. И теперь наша валюта ищет новое дно. Те россияне, у кого еще есть какие-то запасы на черный день, в тяжелых раздумьях: что делать, как спасти свои деньги от обесценивания?
Никита Масленников, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития
— Ничего не делать, в данный момент не стоит суетиться вокруг покупки валюты — все равно прогадаете. Против рубля играет ряд факторов. Опять подешевела нефть, опять геополитические риски, угрозы санкций. Тут Белоруссия, Навальный, «Северный поток — 2»... В какой мере Россия поучаствует в рефинансировании белорусского внешнего долга? Каким станет общеевропейское решение по «Потоку»? И все-таки я ожидаю, что в ближайшее время рубль задержится в коридоре 75-77 за доллар. К концу года жду укрепления рубля до 72-74, в следующем году — до 70. Так и будем жить в предынфарктном состоянии.
Наталья Орлова, главный экономист Альфа-Банка
— Когда с рублем такая волатильность, резкие действия лишь навредят. Не спешите в обменники. Мы начали год с 61 за доллар, потом курс упал до 80, а в июне отскочил к 69. Сейчас видим вновь ослаб-ление. Если обменять сейчас рубли на доллары, можно остаться в проигрыше. Более того, сегодняшний курс слабее, чем должен быть. При нефти за 40 долларов американская валюта вполне могла бы стоить 71-72 рубля. В целом рынки будут «нервничать» до ноября — выборов президента США. Через пару месяцев геополитические факторы вроде отрав-ления Навального и ситуации вокруг Белоруссии перестанут остро влиять на ситуацию. А значит, к концу года мы можем увидеть и 67 рублей за доллар.
Олег Буклемишев, директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ
— На главных рынках кризис, а на фондовом рынке пострадали даже акции технологических компаний. Наш Центробанк отказался от ответственности за происходящее на валютных рынках. Поэтому играться с евро и долларами сейчас я бы не рекомендовал никому. Вообще, рубль — одна из самых недооцененных валют мира. Даже при нефти за 40 он должен быть выше. Евро по 90 и доллар по 76 — эффект настроения. А оно ухудшается. Но оснований для обвала нет. К концу года рубль укрепится. Насколько? Посмотрим на течение пандемии, истории с Белоруссией, Навальным.
Борис Кагарлицкий, директор ИГСО
— Обыватель всегда кидается в валюту. Но сначала надо подумать о насущном. Невозможно поменять все рубли, что у вас есть. Не в долларах же оплачивать коммуналку и еду. Да и покупать доллары или евро на пике их стоимости есть смысл только в том случае, если вы готовы годами держать валюту — вплоть до следующего снижения рубля. Катастрофы с «деревянным» не вижу, но прослеживается тенденция на долгосрочное ослабление рубля. Минфин и Центробанк руководствуются экономическими взглядами XIX века и борются с инфляцией, занижая курс рубля. Но эмиссия дополнительных бумажных денег все же меньшее зло. Доказано, что прямой связи между инфляцией и печатанием денег нет. В этом смысле Штаты исходят из более вменяемой оценки экономической реальности.