Главная Культура 00:10 12 Сентября 2018 3626
«Спектакль должен раскалывать зал!»

Зачем Валерий Фокин ставит пьесу о молодом Сталине?

Людмила Безрукова, спецкор «Труда»
Валерий Фокин. Фото: globallookpress.com

«Нужны перемены!» — такой многозначительной фразой открыл ежегодный сбор труппы художественный руководитель Александринки Валерий ФОКИН. С того времени, как он возглавил театр, прошло 15 лет. «Это очень большой срок, — уверен он. — Как говаривали некогда Станиславский и Немирович-Данченко, возраст театра не должен превышать 12-15 лет. И мы, конечно, уже думаем об изменении стратегии». Одной из главных, заведомо дискуссионных работ коллектива должна стать постановка «Рождение Сталина» самого Валерия Владимировича. Зачем понадобилось извлекать из небытия то время?

Режиссер работает над постановкой долго, особенно по нынешним меркам — почти два года, — давая пищу для разного рода предубеждений и слухов. Может, пора их развеять? Корреспондент «Труда» поинтересовалась у режиссера Фокина, когда зрители увидят эту постановку.

— Премьера состоится, как я надеюсь, 23 февраля 2019 года. Работа для меня чрезвычайно важная. Уже слышу много разговоров, в том числе и весьма критических, вокруг еще не состоявшегося события. Отношу это на счет личности самого героя. Имя Сталина не один десяток лет раскалывает общество, доводя споры до ожесточения.

— Вас это удивляет?

— Я знал, что так будет. Но мне важно другое: попытаться средствами театра взглянуть на эту фигуру, взятую нами в тот период, когда в молодом человеке еще только зарождался будущий тиран. Как случилось, что юноша Джугашвили умер и на его место пришел Сталин?

— Слышала, что у этой пьесы коллективный автор.

— Да, там тексты разных авторов — от классиков до современников. Есть, например, фрагменты из «Батума» Михаила Булгакова, пьесы, которая ставилась на сцене только раз, причем спустя много лет после смерти Михаила Афанасьевича. Есть из Достоевского. Неслучайно: наш герой часто его цитировал, особенно любил «Бесов». Он вообще много читал, причем с карандашом в руках. Мы привыкли думать, что это полуграмотный грузинский крестьянин, с трудом говоривший по-русски. Ерунда. Когда было надо, он хорошо говорил на великом и могучем. Знал также греческий язык. Английский учил в зрелом возрасте... Фигура интересная и страшная.

— Считаете, современному зрителю это интересно?

— В том-то и дело, что Сталин не перестал быть актуален. Более того, внимание к его персоне вновь растет. Мы многого еще не знаем о нем, а то, что открывается, иной раз поражает. Англичане своего короля-деспота Ричарда III считают исчадием ада — так он по сравнению со Сталиным ребенок. Но если о Ричарде написана одна из самых знаменитых пьес мира, то чем хуже наш вождь?

— Вернемся к делам сегодняшним. Открывается сезон в Александринке спектаклем «Сирано де Бержерак». Тоже фигура на сцене не новая, но главный режиссер театра Николай Рощин, поставивший спектакль, не скрывает, что от классического, всеми узнаваемого «Сирано» мало что осталось. В чем тут смысл?

— В том, чтобы современным языком рассказать о такой оригинальной личности. Попытаться понять, возможен ли подобный тип в наше время. Один против всего мира. Идеальный оппозиционер. По-моему, это интересно и актуально.

— В репертуаре у вас есть и другие постановки «на основе классики». К примеру, «По ту сторону занавеса» режиссера Жолдака, с использованием, как значится в программке, «текстов из пьесы Чехова «Три сестры». Я тщетно старалась обнаружить в этом четырехчасовом сценическом действе хоть что-то от Антона Павловича...

— Жолдак, конечно, радикальный режиссер. Но наши артисты могут работать с любым художником, у нас очень гибкая труппа. И он сам, кажется, обрел мудрость. Лет пять назад я бы его в Александринку не позвал.

— А может, есть смысл предложить мастерам перелицовки самим писать пьесы, а не переделывать, как им вздумается, классику?

— Границу допустимого ставит сам художник.

— Вот так? А зрителя в расчет не берете?

— Я к зрителю отношусь очень уважительно. Но он разный. Может и заблуждаться. Если полагаться только на его реакцию, то театр просто развалится. Я видел, как люди уходили с замечательных спектаклей. Или безучастно, равнодушно взирали на сцену. Нет, решать должен только сам художник. У творческого человека должна быть внутренняя цензура. Это не страх перед чем-то или кем-то, как принято думать. И даже не самоограничение. Это понимание контекста времени. Того, что именно ты делаешь, для кого и зачем.

— А бывает еще и цензура государственная...

— Официально ее нет. Но странно было бы, если государство не хотело контролировать того, что происходит в обществе, особенно там, где вкладываются бюджетные средства. Однако на меня, на наш театр никто из представителей власти не давит, претензий не предъявляет. И заказов на постановки сверху я тоже не получаю. Ставлю только то, что сам считаю нужным.

— «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал», поставленная к 100-летию Октябрьской революции, — спектакль о нас сегодняшних, о времени, в которое живем. Можно ли сказать, театр вновь становится трибуной, как это было в 1960-е?

— Так должно быть! Сегодня вся наша жизнь политизирована и требует такой трибуны, как театр. Меня, например, жутко раздражает, когда после спектакля зрители говорят: «Замечательно отдохнули!» Словно сауну посетили: У Всеволода Мейерхольда есть формула: настоящий спектакль — это когда зрительный зал раскалывается пополам, когда возникает конфликт, когда часть зрителей встают, уходят, кричат: «Безобразие!» Вот это по-нашему!

— На сборе труппы вы сказали, что пришло время обновления Александринки. О чем речь?

— О творческой и организационной перестройке. Организационная уже идет. Что касается творческой, то считаю необходимым активнее привлекать к работе молодых талантливых режиссеров. Давать им шанс. Хороший пример в этом смысле — наша Новая сцена, пятилетию которой будет посвящен фестиваль «Александринский». Мы с ней как два сосуда, подпитывающих друг друга...

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9345
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7048
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6237
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?